Золотая осень (средняя группа)

«Золотая осень»

Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень»

(в средней группе)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Программное содержание: Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой осени. Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу – то, что он видит, что он видит, что вызвало у него радость, удивление.

Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своем настроении, отношении к изображаемому, на особенности цветовой гаммы золотой осени (сочетание теплых и холодных цветовых тонов, создающих настроение радости и светлой грусти; взаимосвязь теплых желтых, оранжевых, бордовых, зеленовато-коричневых, коричневато-оранжевых, цветовых тонов с холодными – синими, фиолетовыми).

Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, будить воображение детей, их творческие способности.

      Подготовительная работа. Наблюдения на прогулке за проявлением осенних признаков в природе. Экскурсия в парк или в лес. Рисование осенних деревьев и кустов, осенней лужайки, лепка овощей и фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени. Проведение занятия по знакомству со свойствами теплых и холодных цветов (см. кн.: Н.А.Курочкина. Знакомство с натюрмортом. – с. 99, №3).

Материалы. Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования на всех детей.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям удобно сесть перед картиной (она пока закрыта).

Воспитатель. Дети, сейчас очень красивое время года. Знаете ли, как оно называется ?

Дети. Очень красивые деревья, нарядные, с  желтыми, красными, разноцветными листочками.

Воспитатель. Да, мы видели, как опадают  листочки, красиво кружатся на лету, бегут под ветерком по земле. Мы даже играли с ними. А что мы слышали? (Ответы детей: шорох и шелест листвы под ногами, пение птиц.) Мы даже знаем, как пахнет осень – горьковатым дымком костров, прелой листвой, скошенной травой, пряным ароматом осенних цветов и трав, грибами.

А солнышко было?

Дети.  Да, было солнышко.

Воспитатель. И оно «зажигало» листву деревьев. Траву. Они становились ярче, наряднее. А какое было небо?

Дети. Голубое, ясное, чистое.

Воспитатель. Да, очень красиво сейчас в парке (в лесу). Мы с вами долго любовались нарядной природой, нам было так светло и радостно, правда? Послушайте, как об этом времени года сказали поэты.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца…

И.Бунин

Золотая между сосен,

Клены желтые стоят.

Что за чудный им наряд

Подарила осень!

Как украсила рябины,

Бросив щедрою рукой

Меж узорною листвой

Яркие рубины!..

И качаются березы

В разноцветных кружевах.

Лишь у елки на ветвях

Блещут только слезы.

Г.Галина

Ах, как дивно рассказали об осени поэты! А художники? Конечно, многие художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень.

Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. (Открывает картину, дает возможность детям полюбоваться ею.) Что за прелесть эта картина! Здесь нарисовано то, что и мы видели. Какая же здесь нарисована осень?

Дети. Нарядная, яркая, золотая, веселая.

Воспитатель. Да, художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»? Какие цвета он использовал?

Дети. Теплые, радостные, веселые.

Воспитатель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

Дети. Красивые березки, луга, речку.

Воспитатель.  А как вы узнали, что он нарисовал березки?

Дети. Стволы у них беленькие, тоненькие, а листочки желтенькие, оранжевые.

Воспитатель. А какого цвета травка на лугах?

Дети. Зеленого.

Воспитатель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. А речка какого цвета?

Дети. Синяя.

Воспитатель. Да, близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали – беловато-голубая. Синее и фиолетовые – это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А чего больше – теплых красок или холодных?

Дети. Теплых.

Воспитатель. Вот поэтому природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной. Понравилась вам картина? Мы ее еще увидим. А сейчас попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Вспомните, какую природу мы видели на прогулке. Какими были деревья, кусты, небо. Возьмите краски и приступайте к работе.

В конце занятия необходимо одобрить рисунки детей, полюбоваться ими, обратив внимание на то, какими изобразительными средствами удалось передать «золотую осень».

2-й этап занятия.

Программное содержание: Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на нее, навык восприятия образного языка живописи, умение внимательно рассматривать и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности: цвет и цветосочетания как средство передачи сезона, эмоционального отношения художника к изображаемому, настроения; рисунок, передающий особенности формы и строения объектов, позволяющий узнавать их (березы, речка); расположение на холсте (близко, далеко); композицию – построение художником картины, формат картины, близкие и дальние планы (формат данного полотна – вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило художнику передать большое пространство земли; крупно и детально нарисованы ближние березки, а дальние – обобщено).

Дать детям представление о том, что изображение деревьев, луга, поля, неба, т.е. изображение природы, называется  пейзажем. Обогатить и  активизировать словарь детей: ввести в него эмоционально-оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими  у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения и легкой грусти. Поощрять высказывания детей.

Подготовительная работа: Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы.

Материал: Репродукция картины худ. И.Левитана «Золотая осень», стенд с рисунками детей на тему «Золотая осень», выполненными на предыдущем занятии (он пока закрыт).

Ход занятия.

Дети свободно рассаживаются перед картиной (она открыта).

Воспитатель. Мы с вами  уже рассмотрели этот пейзаж. Художник Исаак Ильич Левитан  назвал свою картину «Золотая осень». Давайте еще полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, ее написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Звучит фрагмент «Осенней песни» из  цикла «Времена года». Дети слушают музыку и рассматривают картину. Магнитофон включается). Радостно или грустно звучала эта мелодия?

Дети. Грустно.

Воспитатель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. Вот так композитор чувствовала золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Ответы детей.)

Да,  радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

А вот как поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. А что же художник? Как он может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что но видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и  кусты, и речку. А с помощью красок  он может передать время года – зиму, лето, осень, весну – и свое настроение – радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.

Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите сюда. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

Дети. Березки.

Воспитатель. Расскажите о них. Какие они?

Дети. Они тонкие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.

Воспитатель. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Дети. Нет.

Воспитатель. Да, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев – ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать. Что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую часть картины. Что же здесь нарисовано?

Дети. Речка.

Воспитатель. Да, речка. Перед нами она широкая, темно-синяя, а  дальше становиться все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее – хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше – стена березок и лес. А небо какого цвета?

Дети. Голубое, с легкими белыми облачками.

Воспитатель. Чего больше на картине – неба или земли? (Ответы детей.) Да, художнику  очень понравилась красота земли он больше и нарисовал и формат картины выбрал – прямоугольник. Вот как интересно придумал художник! А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев – значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая  она нарядная? (Открывает рисунки детей.) Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.)

Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники! Молодцы!

Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени. Посмотрели картину художника. Нам было радостно и немного грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, стихи и картина подарили нам эти воспоминания, эту радость и легкую, светлую грусть. Да и сами мы нарисовали золотую осень. Эти рисунки мы повесим в группе – пусть ими полюбуются наши мамы и папы.

Исаак Левитан Золотая осень, 1895 Холст, масло. 82×126 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Исаак Левитан
Золотая осень, 1895
Холст, масло. 82×126 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *