Дремлет лес под сказку сна

«Дремлет лес под сказку сна»

 

Рассматривание картины И.И.Шишкина

«Зима» с последующим рисованием на тему «Зимний лес».

(в средней группе)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Программное содержание: Вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зимы,  эмоциональный отклик на настроение картины, воспоминания о собственном опыте восприятия зимнего пейзажа. Продолжать развивать художественное восприятие, уча видеть не только внешнюю сторону изображения. Но и художественно-образный смысл картины – ее  содержание и некоторые средства выразительности (кремово-белый, коричневый, голубоватый в тени и желтоватый в просветах снег создает ощущение холодного, морозного утра; рисунок деревьев, по опу-щенным стволам и веткам которых мы узнаем дремучий еловый бор;  особенности композиции картины: художник писал ее, близко стоя к деревьям, поэтому их вершины и не видны). Закрепить знания детей о пейзажной картине, обогатить речь эмоционально-эстетическими терминами.

Подготовительная работа. Экскурсия в парк, на участок детского сада, на опушку леса (по возможности) с целью наблюдения зимних пейзажей, разучивание и чтение стихов о зиме, пение песен, рассматривание пейзажных иллюстраций и репродукций картин художников о зиме.

Материалы. Репродукция картины «Зима» И.Шишкина (она закрыта). Гуашевые краски, кисти, вода, альбомные листы бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия.

Сначала дети свободно располагаются перед картиной, затем садятся за столы или встают за мольберты. Где все приготовлено для рисования.

Воспитатель. Дети, мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как падал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки – какие они все разные, изящные, нарядные. И вот дождались мы снежных, морозных дней. Снег пушистым белым ковром покрыл всю землю. Мы с вами заметили, что когда очень холодно, то снег сыпучий, легкий, пушистый; он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами. Снег даже пахнет. Помните чем? Да, необыкновенной свежестью и чистотой – запахом мороза.

Художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем года. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и  они рассказывают нам о том, что они видят, слышат, чувствуют. Вот как сказали о зиме поэты.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

                            И.Никитин

Здравствуй, в белом сарафане

 Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка – зима!

                                          П.Вяземский

Как красиво называют зиму: «гостья-зима», «русская молодка», «раскрасавица-душа», «белоснежная лебедка», «матушка – зима»! Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней! И мы рады приходу волшебницы –зимы! Чтобы встретиться с ней, давайте-ка мы как будто бы отправимся в сказочный лес да и посмотрим, как она там похозяйничала. Но сначала «оденемся» потеплее – сегодня холодно, морозно. Готовы? Сейчас я произнесу волшебные слова. А вы закройте глаза.

По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть все мы очутимся в зимнем лесу! (Открывает картину). Откройте-ка глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Что вы слышите? Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадет вдруг с ветки клок снега – и опять звенящая тишина.

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.

                                                С.Черный.

Тишь, безмолвье вокруг! А понюхайте-ка воздух. Чем же это пахнет в лесу?  Да, морозом, свежим снегом. К нему примешивается чуть заметный запах обожженной морозом коры деревьев, смолистый аромат леса. Свежо, холодно, морозно!

А сейчас посмотрите на этот лес и расскажите о нем. Какой он? Большой, дремучий, непроходимый. А что это за деревья? Огромные ели, ветви у них расположены высоко. А есть ли маленькие елочки? А что это лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья. Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета? Кругом – стена деревьев, поэтому снег слегка коричневый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется еще голубее.

Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми. А посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                                 Ф.Тютчев

А как бы вы назвали этот лес? «Сказочный» «очарованный», «заснувший».

Пора и домой возвращаться. Закройте-ка глаза, а я поколдую. Раз, два, три – обратно нас верни! Открывайте глаза – вот мы и дома! А картину про сказочный зимний лес, которую написал Иван Иванович Шишкин, мы повесим в группе, будем на нее смотреть, любоваться и вспоминать наше волшебное путешествие. Картина называется «Зима». Это  лесной пейзаж.

А сейчас вы будете художниками и нарисуете свой зимний лес, свою сказку о зиме-красавице.

(По ходу занятия воспитатель осуществляет общее руководство. В конце занятия следует рассмотреть все работы, одобрить старания детей, найти выразительные сюжеты и колоритные образы.)

Иван Шишкин Зима, 1890 Холст, масло. 125х204

Иван Шишкин
Зима, 1890
Холст, масло.
125х204

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *