Весна пришла

«Весна пришла»

 

Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

(в средней группе)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Программное содержание. Развивать у детей эмоциональный отклик на весен-ние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней пейзажной картины, стиму-лировать желание внимательно ее рассматривать. Учить видеть главное, задумы- ваться над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа, соотносить содержание картины со средствами выразительности: не только узнавать по рисунку знакомые предметы – березы, кусты, дома, — но и понимать, как, какими средствами художник изобразил их форму, фактуру, чувствовать весеннее пробуждение природы, выраженное художником в неярком и тонком колорите, построенном на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых, голубых, желтовато-розовых тонов, передающих перламутровую нежность весенних красок. Обратить внимание на композиционную выразительность картины, выделение главного (расположением берез с гнездами грачей и вертикальным расположением полотна).

Развивать умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным. Обобщать речь детей эмоционально-эстетическими терминами.

Подготовительная работа. Экскурсия в парк, наблюдения за грачевником, весенними изменениями в природе на участке детского сада, разучивание иллюстра-ций весенних пейзажей.

Материалы. Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Ход занятия.

Дети сидят перед стендом с закрытой картиной.

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

      (Весной)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мокнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

                                                    (Март)

Да, это весна.

Пришла весна –веснушка,

Веселая гостюшка;

Водяная, ветряная,

Травяная, солнечная…

Дождиком в окошко –

Стук, стук, стук!

Травкой у порожка –

Шух, шух, шух!

Ручейком в канавушках –

Жур, жур, жур!

Стали дни погожие,

Вот и мы, знать, дожили

До весны, до веснушки,

До веселой гостьюшки!

                                Народная потешка

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденеться листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

                                                          А.Плещеев

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

…А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

                            А.Майков

В северной природе поле долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег дол-го лежит на полях, коченеют на ветру деревья. И вдруг все наполняется легким тре-петом жизни, радостным гомоном птиц. Вот и мы вчера с вами в парке видели. Что весна уже чувствуется в природе. Солнышко светит ярче, лучи его стали ласковыми, теплыми, и все вокруг радуется этому. Снег тает, появились проталинки, встрепену-лись деревья, освобождаясь от зимнего сна. Птички повеселили; мы слышали, как  громко и весело чирикали воробьи. А помните, какой легкий был воздух. Как пахло весной? Это был запах талого снега, нагретый солнцем коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. А какое было небо? В небе появились голубые ясные просветы. Вспомните, кого мы видели, каких птиц? Да, это первые вестники весны грачи. Помните, как они радовались, что вернулись из дальних стран домой? Как громко и радостно гомонили они над березами!

Такую вот картину наблюдал и художник Алексей Кондратьевич Саврасов на окраине русского села. Он тоже радовался весне, прилету грачей. И он написал про это картину, которую так и назвал – «Грачи прилетели».

Давайте-ка и мы   полюбуемся этой картиной, рассмотрим ее внимательно. (Дается время для рассматривания.)

Что же интересного увидел художник? Он увидел, как на березы опустились стая грачей, как  они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Расскажите о грачах. Что  они делают? Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Как много грачей и больших грачиных гнезд! Скоро там появятся дети – грачата. Поэт В.Мусатов написал об этой поре такое стихотворение.

Весною на деревьях

Построена деревня.

Как ветер начинается,

Деревья все качаются.

Качаются деревья –

Качается деревня.

И сотни голосов

В тревоге за птенцов

Взлетают над деревней.

Качаются деревья,

Качается деревня.

Не сдуло бы грачат.

Кричат они, кричат…

Шумит, роняя перья,

Крикливая деревня.

Вот как интересно назвал поэт птичье поселение – «крикливая деревня». Какие же деревья выбрали грачи? Расскажите о них. В центре нарисована старая корявая Бе-реза, рядом с ней еще одна, а сбоку, справа, несколько молодых стройных березок.

Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и тянуться вверх, к солнцу. Художник нарисовал березы в центре, крупно; мы видим их во весь рост потому, что формат полотна расположен вертикально.

Как вы думете, а почему грачи выбрали это место для своих гнезд? Да, здесь спо-койно: это окраина небольшого села. Мы видим забор, за ним несколько низких де-ревянных домов и старую белокаменную церковь с шатровой колокольней, а  дальше – поля с еще лежащим кое-где потемневшим снегом и бескрайние дали равнин и лесов.

Расскажите о снеге. Какой он? Он потемнел, стал рыхлым, серым, грязноватым. Местами снег подтаял: мы видим лужицу, в коричневатой воде которой отражаются небо и побуревшие стволы деревьев; есть проталинки и у корней берез, и в других метсах. А есть ли на картине солнце? Как вы догадались? Да, солнышко чуть просвечивает сквозь облака, оно еще неяркое. Мы видим это по теням от берез на снегу. А что можно сказать о небе? Какое оно? Небо покрыто голубовато-серыми тучами, но кое-где есть голубые просветы.

А как бы вы назвали эту картину? Пока вы думаете, я включу музыку, она вам поможет понять настроение, выраженное художником в картине («Утро» Э. Грига или «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского). Что вы почувствовали в этой музыке? А в картине что чувствуется? Да, радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкая печаль по уходящей зиме.

Можно предложить детям нарисовать свою картину о прилете грачей.

Алексей Кондратьевич Саврасов Грачи прилетели, 1871 Холст, масло. 62×48,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Кондратьевич Саврасов
Грачи прилетели, 1871
Холст, масло. 62×48,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *