Золотая осень (старшая группа) занятие 1

«Золотая осень»

 

Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень» художников И.И.Левитана, В.Д.Поленова, И.С.Остроухова.

(в старшей группе)

Предметное содержание                                                                                                           Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного, высказывать свои суждения и оценки, соотносить увиденное на картине с собственными чувствами и опытом.

     Развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции, — сравнивая замысел художника и выбор им средств выразительности. Подводить детей к видению того, что с помощью теплых цветосочетаний художник передает радостное, приподнятое, взволнованное настроение, которое  природа вызвала у него; звучащие кое-где холодные тона настораживают, создают ощущение печали, грусти прощания природы и человека с теплым  временем года. Обратить внимание детей на то, что с помощью рисунка, передающего особенности форм, строение деревьев, кустов, мы узнаем, какие это деревья, кусты, видим близко или далеко они расположены. Рассмотреть с детьми некоторые особенности построения картин: композицию, особенности формата полотна, использование художником линии горизонта, линейных планов (близко, далеко, еще дальше), способы выделения главного в картине.

    Подвести детей к пониманию того, что художник в своих картинах изображает то, что он видит, что удивило, порадовало его, о чем ему захотелось рассказать. Художники могут языком живописи рассказывать об одном и том же, но каждый будет рассказывать по-своему, передавая свои чувства, ища свои средства выразительности.

    Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения, эстетическими и искусствоведческими терминами (радостное, взволнованное, восхищенное, спокойное, умиротворенное, печальное легкая грусть и т.д.); наименованиями цветов и цветосочетаний (золотые, желтые, лимонные, желтовато-оливковые, красно-коричневые, коричневато-охристые, рыжие, побуревшие, фиолетовые, синие, голубые; теплые, холодные).

Подготовительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними прояв-лениями природы. Экскурсии в парк, рощу, поле, лес (по возможности), на берег реки. Рисование осенних деревьев, осеннего леса. Рассматривание в книгах иллюстраций с осенними пейзажами. Разучивание стихов, пение песен об осени.

Материалы. Три репродукции художественных картин «Золотая осень» художников И.Левитана, В.Поленова, И.Остроухова.

 Ход занятия.

Дети свободно рассаживаются перед стендами, на которых висят три картины (они пока закрыты).

Воспитатель. Дети, во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года? Правильно, это осень. Давайте вспомним, как мы с вами любовались красотой осенней природы, бродя по парку (лугу, лесу). Мы вдыхали  особенные запахи осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый – сухой травы, прелых листьев, горьковатый запах дыма, удивительный запах грибов. Мы слушали голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждались последними теплыми лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов.

           Есть время природы особого света,

           Неяркого солнца, нежнейшего зноя.

           Оно называется бабье лето

           И в прелести спорит с самою весною.

           Уже на лицо осторожно садится

           Летучая, легкая паутина….

           Как звонко поют запоздалые птицы!

           Как пышно и грозно пылают куртины!

           Лес, точно терем расписной,

           Лиловый, золотой, багряный,

           Стоит над солнечной поляной,

           Завороженный тишиной.

                                                        И.Бунин

 

Вот как красиво и проникновенно об этом периоде осени сказали поэты. А сейчас мы с вами посмотрим, как об этом рассказали художники. (Открывает стенд с картинами и дает возможность детям полюбоваться ими.) Ах, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение возникает у вас? (Дает возможность  детям высказываться.) А почему у вас  такое настроение? Какие краски использовал художник?

Дети. Желтые, зеленые, красные, оранжевые, бордовые.

Воспитатель. А как эти краски можно еще называть?

Дети. Теплые, нарядные!

Воспитатель.  Да, эти теплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие?

Дети. Громкие, звучные!

Воспитатель. Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающий нам прощальный привет, жалеющий порадовать нас, и  нашли такие краски, которые  и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания. Скоро зима.

О каком же периоде рассказали нам все три художника? Да, о вершине осени. Они и назвали свои картины одинаково – «Золотая осень». Картины об одном, но посмотрите – каждый художник рассказал о золотой осени по-своему, каждый увидел в ней что-то свое. Давайте внимательно рассмотрим эти полотна. (Можно пока закрыть картину И.Остроухова) Про что рассказывает художник Исаак Ильич Левитан в своей картине?  Мы с вами уже рассматривали ее. О чем она? О красоте  природы нашего края. Здесь все красиво: и небольшая речка, которая, уходя вдаль, становиться все уже и уже. Кажется, что  ее темно-синяя вода медленно движется, становясь вдали все светлее и светлее. Слева – небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца. Узнали вы их? Что это за деревья?

Дети. Это березки.

Воспитатель. А как вы их узнали? Да,  по беленьким стволам и ажурной золотой листве. На первых двух березках листочки уже почти осыпались, но оставшиеся просматриваются, как круглые золотые монетки. Эти ближние березки достают своими вершинками до края полотна картины. А что мы видим дальше? Березовая роща пылает костром ярких осенних листьев. Чуть видны кое-где основания  беленьких стволов. Они нарисованы выше середины картины, березки кажутся маленькими. Листва  (короны деревьев) написана общей массой, которая  словно горит ярким пламенем, желто-оранжевыми, коричневато-оранжевыми красками. А что мы видим еще дальше? Вдали, на косогоре, на самом верху его – маленькая деревенька, чуть видны домики и лес. Весь склон покрыт яркой зеленью озимых хлебов. У подножия склона желтыми пятнами сияют березки.

    А что это за деревце пылает, как свечка, на изгибе (излучение) реки? Да, это тоже березка. Напротив нее – дубовая роща. Какого цвета листва этих деревьев? Да, удивительный цвет! Какой-то погасший, тускло-зеленый – цвет увядания! А вы обратили внимание на траву? Какого же она цвета? Буро-зеленая, оливково-желтая, оранжево-зеленая. Вот какие сложные цвета! Есть ли солнышко на картине? Как вы узнали? Хоть солнце и не нарисовано, но тени о т деревьев говорят о том, что солнышко светит.

     Деревья как бы расступаются перед нашим взором, чтобы показать нам лужайки и перелески, бескрайние дали полей и лесов в их праздничном наряде! Художник сопоставляет праздничную голубизну осеннего холодного неба с пламенеющим на солнце золотом листвы, рыжие, буро-зеленые краски увядающей травы и коричневатые, красно-фиолетовые пятна кустарника – с густой синью реки. Это праздник золота и синевы, это торжественная, яркая мелодия прощания.

   А сейчас посмотрите на картину  художника Василия Дмитриевича Поленова. О чем нам хотел рассказать художник? Да, тоже про красоту родного края! Как красива земля в осеннем уборе! Что же мы видим? (Ответы детей.) Мы видим излучину (изгиб) большой реки. Высокий правый берег весь порос лесом, левый – пологий, с лугами  до самого горизонта (где кончается земля и начинается небо). Что же нарисовал художник на переднем плане картины?  Полянка с протоптанной по ней тропинкой, березки кое-где краснеют листья осин, сочные, немного тусклые краски осенних дубов. Нежно греет осеннее солнце его мягкие лучи озаряют все спокойным светом.

   Итак, художники Исаак Ильич Левитан и Василий Дмитриевич Поленов изобразили огромные пространства, необозримый простор земли с реками, речушками, лесами и полями. Оба художника передали торжественную красоту золотой осени. Посмотрите на эти картины и скажите, что вы ощущаете: тихо или шумно в этих картинах? Да, тихо, чуть-чуть набегает ветерок, но все равно очень спокойно.

    А теперь скажите: какой формат полотна у этих картин? Да, прямоугольный, вытянутый по горизонтали. Как вы думаете, почему так выстроили картины художники? Они хотели показать большое пространство и земли на которую пришла золотая осень. А чего больше на картинах – неба или земли? Земли. Как вы думаете, почему? О чем больше всего хотели рассказать художники? Да, о земле, о том, как она прекрасна! Но и о небе они не забыли, в нем тоже чувствуется осень. Небо чистое, прозрачное, голубое, но все же на нем есть холодноватые светло-фиолетовые тона.

     А сейчас посмотрите на эту картину. (Открывает картину И.С.Острухова.) Полюбуемся на нее. Как вы думаете, о чем здесь нам рассказывает художник? Да, тоже о золотой осени. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса. Что мы видим на переднем плане? Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а еще дальше – сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то еще интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки-белобоки что-то рассказывают друг другу, какие-то новости о лесе и его обитателях.

    Отличается ли по цвету эта картина от двух первых? Чем? Ее краски более холодные. Желтые и оранжевые тона имеют холодный лимонный оттенок. А зеленые – голубоватый. Мы видим легкую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник, формат полотна взял почти квадратный, большой кусочек леса осенью, как спокойно и доверчиво природа открывает свои тайны наблюдательному человеку.

   А сейчас давайте посмотрим еще раз на все картины вместе, полюбуемся ими. Все художники рассказывали нам о золотой осени, рассказывали интересно, каждый по своему. Какую они нам доставили радость, какое удовольствие! Эти картины мы можем рассматривать в любое время года. И при этом мы будем вспоминать наши прогулки золотой осенью в лес, в парк. Мы будем вспоминать о том, что  видели, чувствовали, когда были там. И мы снова услышим звонкую, яркую мелодию уходящей осени.

    Давайте послушаем музыку, которая передает эти же чувства. (Включает отрывок из цикла А.Вивальди «Четыре времени года» — пьесу «Осень».)

Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию? Нежность, радость, светлую грусть! Да, природа ликует, но и немного грустит об ушедшем лете.

Вот как, интересно нам  рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рассказали словами, красками и музыкой!.

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *