Золотая осень (старшая группа) часть 2

«Золотая осень»

Сравнительное рассматривание пейзажных  картин «Золотая осень» И.И. Левитана и «Октябрь» Е.Е. Волкова

(в старшей группе)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Программное содержание. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, сопереживание настроению художественного произведения, желание любоваться им, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картинах с собственным настроением и опытом восприятия природы.

Развивать  художественное восприятие детьми картины – видение единства содержания и средств художественной выразительности живописи (рисунок, цветосочетания, композиция). Учить анализировать и сравнивать художественные произведения не только по содержанию, но и по языку живописи. Формировать умение последовательно рассматривать  художественную картину, сопоставлять настроения, переданные средствами живописи, музыки, поэзии. Закреплять знания детей о пейзаже  как жанре живописи, обогащать словарь эмоционально-эстетическими искусствоведческими терминами. Поупражнять детей в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ней.

Предварительная работа.  Наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе, экскурсии в парк, разучивание стихотворений об осени А.Пушкина, И.Бунина, С.Дрожжина. Рассматривание картины «Золотая осень» И.Левитана.

Материалы. Репродукции картин «Золотая осень» И.Левитана, «Октябрь» Е.Волкова. Музыкальное сопровождение: грамзапись пьесы «Октябрь. Осенняя песень» из цикла «Времена года» П.Чайковского. Изобразительные материалы: гуашевые краски, кисти, вода, палитры, бумага.

Ход занятия.

На стенде вывешены две картины (открыта только «Золотая осень».) Дети садятся перед стендом. Отдельно подготовлены столы с изобразительными материалами. В первой части занятия дети рассматривают картины, во второй – работают за столами.

Детям дается время для  рассматривания картины.

Воспитатель. Дети, сегодня  мы будем рассматривать картины о природе. Кто помнит, как называются такие картины? (Ответы детей.) Да, пейзаж. Вот мы  и поговорим о пейзаже. Перед нами картина. Кто скажет, как она называется  и кто ее написал? (Ответы детей.) Да, мы уже видели этот пейзаж. Написал его художник И.И.Левитан. А называется картина «Золотая осень». О чем нам хотел рассказать в этой картине художник? (Ответы детей.) Да, о красоте осенней природы. Какое настроение она у вас вызывает? (Ответы детей.) Радостное, веселое, бодрое. Помните, как удивительно точно и красиво сказал об этой поре А.С.Пушкин:

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

  А как художник рассказывает нам о красоте осени? (Ответы детей.) Да, красками, цветом. Какие основные цвета использовал художник Левитан в своей картине? (Ответы детей.) Эти цвета яркие или тусклые? Радостные или грустные ? (Ответы детей.) Мы с вами знаем  тайну цвета. Оказывается, он бывает теплым и холодным. Теплый цвет –это такой, как солнечный лучик, который прикасается к нашей руке.

Поэтому теплые цвета нам  кажутся солнечными, радостными. А холодный – как холодная льдинка: хочется ее рассмотреть, а она тает в руке. Такой цвет представляется загадочным, таинственным, немножко грустным. Каких цветов больше в этой картине? (Ответы детей.) Да, теплых. Назовите эти цвета. (Ответы детей.) А сколько оттенков желтого цвета увидел художник в природе и изобразил? Давайте попробуем найти их на картине. Дети находят, показывают указкой желтые тона и называют их: светло-желтая, лимонного цвета, оранжево-красная листва; желто-зеленая, побуревшая увядающая трава.) Какие теплые цвета вы еще заметили? (Ответы детей.) Да, теплый коричневый. С чем можно сравнить этот теплый коричневый цвет? (Ответы детей.) Он похож на цвет хлеба с румяной корочкой. Цвет увядающей травы, высушенной солнцем за лето, зеленовато-бурый, коричневатый, тоже выглядит теплым. Вот эти яркие, теплые цвета и создают ощущение радости, праздничности, нарядности. Природа торжествует, празднует и прощается с нами перед холодной зимой.

    Какие цвета предупреждают нас о приближении холодных дней? (Ответы детей.) Когда мы смотрим на краски реки, неба, некоторых прибрежных кустов, далекого изумрудно-зеленого поля озимых, у нас возникает ощущение холода. Настроение от этого меняется. Появляется легкая грусть – «Унылая пора! Очей очарованье!»

   Давайте теперь послушаем, как композитор П.И.Чайковский языком музыки рассказывает нам о другой поре осени. (Звучит отрывок из цикла «Времена года» — пьеса «Октябрь».)

     Понравилось вам музыка? А как о ней можно красиво сказать? Какая она по характеру ? (Ответы детей.) Да, тихая, нежная, плавная, грустная, печальная – вот какие красивые вы нашли слова! Сейчас я прочитаю стихи, а вы подумаете, о какой поре осени говорит поэт?

Стоят леса полупустые,

Грустя по птичьим голосам.

Слова роняя золотые,

Проходит осень по лесам.

Уже позванивают льдинки,

Уже прохладна синева,

Уже висит на паутинке

Ее прощальные слова.

   Догадались о какой осени говорит поэт? (Ответы детей.) Да, композитор и поэт рассказали нам языком музыки и слова о поздней осени. А что можно сказать об этой картине? (Открывает картину Е.Волкова «Октябрь».) Картина как будто загадала нам загадку. Эту тайну мы должны раскрыть. Я вам немного ее приоткрою: нам помогут краски которые использовал художник, чтобы передать состояние осени  грустной, уходящей. Посмотрите на картину внимательно и запомните ее  основной цветовой тон: какого цвета больше всего. А сейчас закройте глаза и назовите этот цветовой тон. Какого цвета на картине больше всего ? (Ответы детей.) Да, в картине преобладают серо-коричневые холодные тона. Откройте глаза и назовите эти тона. Откройте глаза и назовите эти тона. Где они присутствуют? Серый – это цвет неба, хмурого, словно нависшего над землей; цвет реки чуть темнее чем цвет неба. Серые тона присутствуют и на земле, вливаются в коричневее тона устлавшей ее листвы. Расскажите о коричневых тонах. Какие оттенки коричневого  вы видите? (Ответы детей.) Да, волшебная кисть художника словно соткала необычайный осенний ковер. Мы видим густой коричневый цвет похожий на цвет шоколада или кофе. А вот тон чуть светлее – разбавлен белилами,- как кофе с молоком. Вот листва красновато-коричневого оттенка, можно сказать, «ржавого». А здесь  цвет зеленовато-коричневый, как цвет горчицы, — горчичный цвет.  Какое у вас настроение вызывает эта картина? Такое же как «Золотая осень»? (Ответы детей.) Такую осень увидел художник и передал нам свое чувство с помощью красок. Поздняя осень – тихая, задумчивая, загрустившая – тоже очень красива!

  А теперь давайте поиграем в стихи-загадки. Прочитайте стихотворение об осени. А мы будем отгадывать, к какой картине это стихотворение больше всего подходит. (Дети читают стихи А.Пушкина, И.Бунина, С.Дрожжина и др.) Молодцы! Вы знаете замечательные стихотворения об осени! Итак, мы с вами увидели, как художники используют цвет, чтобы рассказать, какая она разная, осень. Но мы говорили не только о красках и цвете. Художники показали нам не только красоту природы, но и те чувствами они щедро поделились с нами.

   А сейчас мы поиграем в игру «Подбери палитру к понравившейся картине, а мы отгадаем». Садитесь за столы, там вы найдете все для рисования. Внимательно еще раз рассмотрите все картины, выберите ту, которая вам больше всего понравилась, и положите на палитру ее основные цвета, чтобы мы все узнали картину. (Дети выполняют работу.)

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *