О чем рассказывает пейзажная картина

О чем рассказывает пейзажная картина

(в старшей группе)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, наслаждение от изображенной художником красоты, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы. Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой, высказывали эстетические суждения и оценки, общаясь по поводу увиденного друг с другом и со взрослыми.

    Развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения состояния, настроения и отношения к увиденному. Подвести детей к пониманию зависимости использования художником средств выразительности (цвета, рисунка, композиции) от замысла, идеи произведения.

    Закрепить представление о том, что пейзаж – это изображение естественной  или измененной человеком природы. Пейзажная картина отражает реальную природу, увиденную и прочувствованную художником. Познакомить с видами пейзажа:

— природный (естественный, первозданный) пейзаж – растительность, лес, поле, луг, реки и озера, небо и земля; море (морской и подводный пейзаж); горы (горный); космос (космический);

— измененная человеком природа: деревня, село на фоне природы (сельский пейзаж); город и архитектурные сооружения (городской и архитектурный пейзаж); изображение промышленных объектов на фоне природы (индустриальный пейзаж);

— выдуманный – сказочный, фантастический пейзаж;

— исторический пейзаж – изображение мест, связанных с историей.

    Рассказать особенности пейзажного жанра: многообразие и взаимосвязь объектов изображения, пространственность – линейная и воздушная перспектива, многоплановость. Обогатить словарь детей эмоциональными, эстетическими, искусствоведческими терминами.

Подготовительная работа. Наблюдение за природными явлениями: сезонными изменениями в природе, состоянием погоды, изменениями в течение суток. Беседы об увиденном, рисование на темы природы, наблюдения и зарисовки линий горизонта. Рассматривание иллюстраций художников к стихотворениям о природных явлениях (рисунки А.Белюкина к стихам А.Фета, А.Белюкина и и С.Ярового к стихам И.Бунина; В.Костицина к стихам  И.Сурикова, А.Капустина к стихам С.Есенина и др.)

Материал. Репродукции художественных картин, расположение на трех стендах. 1-й стенд – картины природы в разные сезоны, в разное время суток, в различных погодных состояниях: «Золотая осень» (В.Поленов), «Зима» (И.Шишкин), «Весна. Большая вода» (И.Левитан); «Сумерки. Стога» (И.Левитан), «Закат» (А.Рылов), «Мокрый луг» (Ф.Васильев).

2-й стенд – сельский пейзаж и городской архитектурный пейзаж: «Золотая осень. Слободка» (И.Левитан), «Московский дворик» (В.Поленов), «Вид памятника Петру I» (В.Суриков); горный и морской пейзажи: «Гималаи» (К.Рерих), «Волна» (И.Айвазовский).

3-й стенд – индустриальный, космический и исторический пейзажи: «Подмосковье.Февраль» (Г.Нисский), «На Луне» (А.Соколов), «Старая Москва» (А.Васнецов).

Ход занятия.

 

В зале на стенах развешаны репродукции картин. Воспитатель сначала собирает детей в группе. Дети свободно рассаживаются.

Воспитатель.  Дети, мы с вами уже совершали путешествие в особый мир, мир искусства.  Мы  знаем, что частью этого удивительного мира является изобразительное искусство. О чем оно рассказывает? (Ответы детей.) Да, о красоте окружающего нас мира. А почему это искусство назвали «изобразительным»? Оно изображает окружающий нас мир таким, каким мы его видим  в жизни, с помощью рисунка, цвета. Сегодня  мы  с вами поговорим о живописи. Что это за искусство? Да, это живое письмо, это картины, написанные художниками так, что все изображенное кажется нам живым и реальным. Вокруг нас много всего интересного! Художник – очень внимательный человек, он все видит и все запоминает. Что-то его удивляет и радует, вызывает восторг или напоминает о том, что он когда-то пережил. Выглянувшее из-за туч солнышко, пламенеющие яркими красками осенние березки;  открывшаяся в лесу полянка с красными мухоморами, которые, как сказочные карлики, выстроились в ряд; приближающаяся гроза, темные, страшные тучи которой создают ощущение тревоги, — обо всем этом художник хочет рассказать в красках, в цвете.

   Сейчас мы с вами совершим экскурсию на выставку картин, посвященных одной из самых красивых тем в живописи. А какой? О чем эти картины? Попробуйте догадаться сами. Сейчас мы войдем в зал, и вы сможете подойти к картинам, рассмотреть их внимательно, постоять, полюбоваться ими. Если вы будете наблюдательны , не будете спешить, захотите почувствовать «душу» картин, то они откроют вам свои тайны. Только вести себя надо тихо, никому не мешать. Пойдемте. (Дети входят в зал. Можно включать негромко музыкальный отрывок из произведения М.Мусорского «Рассвет на Москва — реке». Дать детям 5-6 минут для рассматривания картин.)

Воспитатель. Так о чем же эти картины?

Дети. Об осени, о лете, о зиме, весне, о деревьях, о речке и облаках, о ветре, о парке и домах, о деревне осенью…

Воспитатель. А как одним словом можно все это назвать? Про что они? (Ответы детей.) Да, это картины о природе в разных ее проявлениях: природа весной, осенью зимой, летом – деревья, цветы, травы, облака, небо, реки и озера в разное время года. (Показывает картины на стенде.) А еще мы видим изображение разной погоды (дождь,снег, гроза, ветер, туман); времени суток (утро, полдень, вечер, ночь); изображение местности с домами (город, село); изображение гор, моря и даже полета ракеты. Все это – изображение природы, которая вокруг нас.

   Это картины называются «пейзаж» употребляют и тогда, когда видит перед собой красивую природу – уголок парка, полянку в лесу, поле с поспевающим хлебом, над которым раскинулось голубое небо. А картины, посвященные этому изображению, называют пейзажной живописью или пейзажем. Художников, которые создают эти полотна, называют пейзажистами.

   Давайте внимательно рассмотрим, про что же пишут свои картины художники-пейзажисты? (Подводит детей к стенду с природным, первозданным, естественным ландшафтным пейзажем. Ответы детей.) Да, это пейзажи о красоте нашей природы в любое время года: о грусти и задумчивости поздней осени, о прелести волшебницы-зимы, о радостном пробуждении природы весной, о пышности и богатстве ее в летнее время, о яркости и нарядности золотой осени. А заметили вы, как таинственна природа в сумерки, как грозно звучит картина, изображающая надвигающуюся или уходящую грозу? (Подводит детей к следующему стенду.) А на этом стенде о чем пейзажи? (Ответы детей.) Здесь мы видим изображение деревеньки и окружающей ее природы – пашни, леса, огороды. А здесь? Городские дома, городские крыши, маковки церквей. И все это в разные сезоны (осень, лето,зима), с разными настроениями – радости, грусти, задумчивости. Это виды пейзажа называются городской пейзаж (если изображен город) и сельский пейзаж (если изображены деревня или село). Но пейзаж может называться архитектурным, если изображены какие-то архитектурные сооружения: дворцы, руины, обелиски, памятники старины. В парке могут быть беседки, гроты, скульптуры и т.д.

   Посмотрите на эту картину. (Показывают картину В.Сурикова «Вид памятника Петру  I».) Узнали вы это архитектурное сооружение? Как оно называется? Да, это Исаакиевский собор в Санкт — Петербурге, а перед ним  памятники Петру I. Как вы думаете, почему художник написал эту картину в темных тонах? Какое это время суток? Это ночь. Вон, на небе какая круглая луна. Все кажется каким-то призрачно-таинственным. На светло-синем, местами зеленоватом небе с легкими облачками темными сине-зелеными контурами возвышаются громада собора и памятник Петру   I – «Медный всадник». А как нам еще художник подсказывает что это ночь? Да, вокруг памятника горят фонари. А какое время года изобразил художник? Как вы догадались? Конечно, это зима: земля покрыта снегом. Этот пейзаж можно назвать архитектурным.

   А еще на этом стенде мы видим  картины, изображающие море и горы. Вот картина И.К.Айвазовского «Волна» (это морской пейзаж, по-итальянски – «марина».) Посмотрите на нее и ощутите настроение, которое она навевает. Что вы чувствуете? Да, тревогу, беспокойство, страх. Это грозное бескрайнее пространство воды, холодные сине-зелено-фиолетовые, таинственно светящиеся волны  в кружеве белой пены, уходящей в пучину корабль создают ощущение трагичности, безнадежности, жути.

Горный пейзаж – это изображение гор. Вот картина Николая Константиновича Рериха «Гималаи». Это самые высокие, неприступные и недоступные горы планеты. Их вершины покрыты ослепительно-белым снегом, освещены солнцем. Какая сложная цветовая гамма холодных бирюзовых, белых, голубых, синевато-белых, синих тонов.

  А это картины про что? (Подводит детей к следующему стенду.)

Дети: Про полет в космос, про ракету.

Воспитатель: Да, есть еще и такой вид пейзажа – космический. Это картины про то, что видят космонавты в космосе, и про то, что они чувствуют, о чем мечтают, о чем мечтают. А мечтают они увидеть далекие миры, незнакомые планеты. Тревожно, фантастически звучат краски этих пейзажей.

   Вглядитесь в картину, что необычного в ней? (А.К.Соколов. «На Луне».) Да, здесь нарисованы люди в скафандрах. А еще что необычного? Необычайные автомобили на колесах – это луноходы. А ракета вас не увидела? Вглядитесь в небо. Что это там на черно-фиолетовом небе, за ракетой? Голубой шар – это наша Земля! Так  про что же эта картина? Да, про полеты к дальним планетам, про то, как изучают космос, Луну космонавты. Художник Алексей Константинович Соколов нарисовал свою картину «На Луне». Художник не бывал на этой планете, но он слышал рассказы космонавтов о лунном пейзаже. Многое он придумал сам: форму луноходов и ракеты, изображение лунной поверхности, цвета лунного пейзажа.

   Есть еще один вид пейзажа, который  рассказывает о том, как человек изменяет природу, когда строит фабрики, мосты, электростанции, дороги. О том, как эти сооружения вписываются в природу. Это индустриальный пейзаж (от слова «индустрия», что значит промышленность).

   Посмотрите на эту картину  (Г.Нисский. «Подмосковье. Февраль»).  Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Как догадались, что это зима? Правильно, потому что земля покрыта снегом. Но как удивительно! Здесь же все розово-красное: ало-розовое небо, розоватый, с холодными серо-голубыми тенями снег, красно-бурая полоса дальнего леса. Какое это может быть время суток?  Да, это зимний закат, холодный, морозный зимний вечер.  Сурово звучат розовато-стальные снега и мрачные темные ели  около пустых дач, холодное неласковое ярко-розовое, со свинцово-серыми тучами небо. На фоне снегов мы видим узкую красно-коричневую ленту шоссе, которое устремляется далеко к горизонту, прорезая лесной массив. Мы видим уносящиеся по нему вдаль машины. Вверху, справа, железная дорога, по направлению к нам движется  железнодорожный состав. И мы ощущаем это движение, радостную, романтическую взволнованность пейзажа, присутствие в нем человека – созидателя, творца и путешественника.

    Посмотрим еще один необычный пейзаж. Написал его Апполинарий Михайлович Васнецов, а называется картина «Старая Москва». Рассмотрите этот пейзаж внимательно и скажите: не удивило ли вас здесь что-нибудь? (Ответы детей.) Да, это какой-то сказочный город с теремами и башнями, маковками церквей, деревянными избами, воротами и частоколами высоких заборов. Терема с маленькими  окошечками, как скворечники, теснятся друг к другу. Узенькие темные переулочки, мощенные деревянными настилами. Сумерки. Все кажется таким темным на фоне золотистого неба. Мы как будто совершили путешествие в глубь веков. Такой была когда-то, очень давно, наша столица Москва. Это наша история. Художник Васнецов много читал об истории Москвы и нарисовал этот  город так, как он его себе представил,- по воображению. Это исторический пейзаж.

   Вот  как много  разных видов пейзажа мы узнали! А сейчас подойдите к окну. Что вы видите? (Ответы детей.) Да, это тоже пейзаж. Как вы думаете, этот пейзаж чем-то отличается от тех, которые изображены на картинах?

Дети.  На картинах нарисованный пейзаж, а здесь живой, настоящий.

Воспитатель. Да, в живописном пейзаже важно не только то, что нарисовано, но и то, как нарисовано. Художник замечает что-то интересное в окружающем, что его радует, удивляет, волнует, и ищет такие краски, которые передадут его настроение, его настроение, его ощущение от увиденного. Кроме того, в пейзаже бывает много разных предметов:  деревья, цветы, трава, небо с облаками, речка и еще много, много всего, поэтому художнику приходиться еще и  продумывать, как все это объединить, как выстроить свою картину, что в ней будет главным, как расположить холост картины, какой взять формат (квадратный, прямоугольный), как показать, что находится близко, а что далеко —  то есть как выстроить планы; где на картине будет граница между небом и землей – линия горизонта. Вот какую большую и сложную работу нужно проделать художнику. Поэтому, прежде чем писать картину, он делает наброски, пишет этюды на природе.

    А  сейчас давайте еще посмотрим на эти пейзажи, полюбуемся ими. Расскажите, какая  картина вам больше всего понравилась и чем. (Свободная беседа воспитателя с детьми.)

    Прекрасные картины мы  с вами посмотрели! Вам понравилась выставка? Вот как прекрасна природа нашей земли, нашей родины! Картины открыли нам некоторые свои некоторые свои тайны, но мы узнаем о них еще много интересного!

 

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *