Секреты художника-живописца. Секрет I.

Секреты художника-живописца

 Секрет I. Роль цвета в пейзажной картине

(в старшей группе)

Программное содержание. Развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды; показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Развивать у дней желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его со своим личным опытом и чувствами. Обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами.

Подготовительная работа.  Закрепление у детей представлений о цвете и его свойствах (подробно эта тема изложена в нашей книге  «Знакомство с натюрмортом». – С/Пб., 1997. – С.91). Рисование  пейзажей, художественно-развивающие игры: «Подбери цвета, которые художник использовал в картине», «Подбери краски, использование художником в картине», «Найди картину по палитре» и др. Беседа о том, может ли быть настроение у природы?

Материалы. Репродукции картин, размещенные на трех стендах:

1-й стенд – «Золотая осень» И.Левитана, «Зима» И.Шишкина, «Московский дворик» В.Поленова, «Пейзаж в Островском» Н.Ромадина;

2-й стенд – «Закат» А.Рылова, «Сумерки. Стога» И.Левитана, «Вид памятника Петру I» В.Сурикова,  «Полдень. В окрестностях Москвы» И.Шишкина;

3-й стенд – «Зеленый шум» А.Рылова, «Мокрый луг» Ф.Васильева, «Сказка инея и восходящего солнца» И.Грабаря.

Ход занятия.

Дети свободно садятся перед стендами с репродукциями картин (открыт только первый стенд).

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с очень интересными пейзажами и узнаем о некоторых тайнах художников.  Давайте сначала полюбуемся этими картинами. (Показывает на первый стенд.) Скажите, о чем они? Да, художники изобразили здесь разные времена года: осень, зиму, лето, весну. Покажите мне картину об осени («Золотая осень» И.Левитана.) Как вы догадались, что это осень? Вам это подсказали краски, которые использовал художник? Назовите эти краски. (Ответы детей.) Да, желтые, оранжевые, красные, золотые, теплые  коричневые цвета листьев, зеленовато-коричневые, бурые цвета травы. Как  назвать одним словом эти краски? Теплые. Они создают ощущение нарядности, радости, праздничности, торжественности. Это громкие, звонкие, яркие краски золотой осени.

    А эта картина о чем? («Зима» И.Шишкина.)  О зиме. А как вы догадались?  Художник нарисовал заснувший под пушистым снежным ковром дремучий лес. Все покрыто сияющим снегом. Снег голубоватый в тени и коричневато-желтоватым там, куда падает свет зимнего солнца. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл. А какая стоит тишина? Вы чувствуете ее? Ничего не шелохнется.

   «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» — так красиво об этом лесе сказал поэт Сергей Есенин. А художник Иван Шишкин о зимнем лесе рассказал красками.

 Вот еще одна картина. («Московский дворик» В.Поленова). А она о каком времени года? Молодцы! Сразу узнали, что это лето, летнее утро в городе. Художник Василий Дмитриевич Поленов изобразил то, что увидел в московском дворике. Улица где-то там, в отдалении. А мы как будто вошли во двор. Потемневшие деревянные заборы, сараи, сенники, колодцы, старинный барский особняк, почти скрытый густыми зарослями сирени. Вдали крыши невысоких московских домов, купола церквей, белый шатер колокольни. Краски нам говорят о том, что это летний полдень. Ярка и свежа зелень травы, прозрачна голубизна неба, желтеет песок на дорожках. Легкие голубоватые тени лежат на стенах дома, на крышах, на колокольне и церкви. Горят на солнце золотые купола церкви, усиливая своим сиянием ощущение солнца тепла, разлитого в природе. Пригрелась на солнышке рыжая лошадка, в траве бродят куры, играют и дети, вдали идет женщина с ведром. Ощущение ясного, жаркого, безмятежно-спокойного летнего дня.

    Расскажите, с помощью каких цветовых тонов передал  нам это ощущение художник? Давайте вглядимся в небо. Какое оно? Прозрачное, нежно-голубое, чуть розоватое к горизонту, с легкими белыми облачками. А какие цвета использовал художник, изображая землю? Ярко-зеленая травка дворика, светло-песочного цвета  тропинки, высветленная солнцем зелень деревьев и кустов, выглядывающих из-за заборов и домов. А какого цвета строения? Каменные строения: пятиглавая церковь и колокольня золоченными куполами, старинный особняк (дом) голубовато-белые, с желтовато-розовыми тенями, со  светло-зелеными  (салатного цвета) крышами. Деревянные строения, освещенные солнцем, кажутся очень теплыми, прогретыми на солнцем, кажутся очень теплыми, прогретыми на солнце, издающими мягкий запах старого дерева.  Воздух такой прозрачный, нежный, легкий, чистый, что видны крыши дальних домов, маковки церкви и колокольни. От картины веет ощущение ясности, прозрачности, чистоты, ласкового тепла, спокойствия, безмятежности и радости жизни. И это все благодаря цветовому созвучию, цветовой гармонии, найденной художником.

    Вглядитесь внимательно в эту картину («Пейзаж в Островском» Н.Ромадина). А здесь какое время года изобразил художник? В чем особенность красок, которые он использовал? Да, это весна. Нежным зеленовато-голубовато-серым пухом первой зелени покрыты кусты. Какие акварельные, чистые цвета! Они создают ощущение прозрачности, свежести, нежности! Кажется, что прозрачный воздух напоен запахами проснувшейся земли, ароматами весенней молодой листвы, разворачивающихся почек. Цветут вербочки, даже молоденькая сосенка (на переднем плане)  украсилась розовыми свечками. Все зеленеет. Кажется, что и вода в  лесном болотце зазеленела, отражая свежую зелень деревьев и кустов.

   Итак, мы с вами рассмотрели картины на этом стенде и открыли одну из тайн живописца: чтобы люди узнали, какое время года изображено, и почувствовали его, художнику надо найти точные цвета и цветосочетания, которые передадут ощущение холода и тепла, звонкости, громкости или мягкости, нежности, разлитых в природе.

    Посмотрим следующий стенд. (Открывает картины 2-го стенда, дает  возможность детям их рассмотреть.) Как вы думаете, о  чем в этих картинах нам рассказывают художники?  О вечернем закате, о зимней ночи, о жарком летнем полдне. Давайте  рассмотрим  эти картины. Картина «Закат» Аркадия Александровича Рылова. Какое время суток здесь  изобразил художник? Летний закат. Как  вы об этом догадались? Необычайно ярко-красное небо с золотой полоской у горизонта и такое же красное небо с золотой полоской у горизонта и такое же красное отражение его в реке. Темными коричневыми контурами просматриваются деревья и дальний лес. А какое чувство  возникает у вас? Да, ощущение чего-то тревожного, ощущение опасности, настороженности.

   Что вы расскажете об этой картине? Здесь какое время суток изобразил художник? («Вид памятника Петру I» В.Сурикова.) Молодцы! Правильно отгадали – это зимняя ночь. Какие краски нам помогли это узнать?  Сине-зеленоватое небо с легкими голубовато-белыми облачками и желтым диском луны. На фоне  неба просматривается темным контуром громада Исаакиевского собора и памятник Петру I. А что нам  говорит и о том, что это зимняя ночь?  Снег  на переднем плане . Он  голубоватый в тени и желтоватый в тени и желтоватый от падающего на него света фонарей. Цветовая гамма, использованная художником, создает ощущение таинственности, призрачности, холодности зимней ночи.

    О  каком времени суток повествует  эта картина? («Полдень. В окрестностях Москвы» И.Шишкина.) Как догадались? Подумайте, что  заинтересовало художника и про что он нам хотел рассказать? Это летний полдень. Жара. Огромное, высокое  голубое небо со светящимися по контуру  легкими облаками. Вдали бескрайние просторы зеленеющих лугов, деревенька и колокольня на дальних косогорах. Прямо перед нами широкая сельская дорога с наезженной колеей, в которой еще не высохли вода от недавно прошедшего летнего дождя. А по обе стороны дороги  тянуться огромные поля поспевающей ржи. Широкая дорога, уходя вдаль, сужается и как бы продолжается вдали лентой реки. Картина очень светлая по колориту, наполненная радостной умиротворенностью, спокойствием и тишиной жаркого летнего дня. Это  ощущение усиливается и фигурами крестьян, спокойно идущих по дороге. Бесконечность просторов, родное русской душе раздолье!

   Итак, мы узнали еще одну интересную тайну живописцев: с помощью цвета и его сочетании художник может передать время суток так, что мы легко их узнаем и почувствуем, ощутим.

   Посмотрите на эту картину. Она называется «Сумерки. Стога». Написал ее художник Исаак Ильич Левитан. Что значит слово «сумерки»? Какое это время суток? Да, это время, когда кончается вечер, а ночь еще не наступила. Расскажите об этой картине.

   Недвижно сияет в небе желтовато-красный лик одинокой полноты. Кажется, что она сторожит и стога, и ночной покой. В надвигающихся  сумерках в призрачном голубовато-серебристом свете луны  возвышаются на скошенном поле стога. Кажется, что мы чувствуем нежный аромат свежего сена, разлитый в теплом воздухе летнего вечера. Посмотрите, какое многообразие  оттенков цвета использовал художник при изображении неба: розово-серый, серо-голубой, пепельно-сизый; они переходят один в другой и гаснут в темно-серой тени сумерек. Тают в лиловой мгле округлые очертания стогов.  Стога написаны в тончайших оттенках серо-зеленого, серо-коричневого, оливкового цвета. Они по-разному освещены лунным светом, поэтому и цвет разных стогов неодинаковый.

   Силуэты стогов уходят далеко-далеко,  уменьшаясь в размерах. Кажется, что поле огромно, без конца и края.

Посмотрим последний стенд с картинами.  (Открывает 3-й стенд.) Здесь я вам приготовила еще  одну загадку – еще одну тайну живописи. Посмотрите внимательно на картины и постарайтесь сами догадаться, что же это за тайна? (Дается время для рассматривания.) Так про что же эти картины? Про ветер, иней, прошедшую грозу. Посмотрите на  картину художника Аркадия Александровича Рылова «Зеленый  шум». Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? Что он увидел интересного, на  что и наше внимание хотел обратить? (Ответы детей.) Да, художнику удалось показать ветер, который раскачивает верхушки деревьев, треплет молодую листву. Кажется, что и мы  слышим шум ветра и шелест листьев. Как это удалось изобразить художнику? А посмотрите, как он положил краски на холст? Да, косыми мазками, вот и возникает ощущение движения. Посмотрите, какое это время года? Да, это весна – шумная, веселая. «Зеленым шумом» называет народ весеннее пробуждение природы. Посмотрите, какие краски использовал художник. Ярко-зеленая, изумрудная листва освещенных солнцем деревьев и трава на взгорье, зеленовато-голубоватая даль луга, ясное голубое небо с легкими бегущими облачками, синий, сине-фиолетовый, фиолетово-розовый цвет воды – это все холодные тона. А какое настроение они создают? (Ответы детей.) Да, они дают ощущение прохлады, свежего ветра, ясного дня, радости весны.

   Гуляет над землей буйный весенний ветер. Хозяйничает на просторах полей и вод. Это настроение выразил поэт Николай Алексеевич Некрасов:

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Поднимает пыль цветочную,

Как облако; все зелено –

И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

   Чтобы выразить свои мысли, свои чувства и передать их нам, поэту нужно подобрать особенные слова, особенный ритм стихов. А как быть художнику? Как ему выразить свое настроение? (Ответы детей.) Да, ему нужно подобрать такие цвета, которые  бы передали нам и время года, и состояние  погоды, чтобы мы и увидели это, и почувствовали настроение весенней природы.

   Расскажите об этой картине («Мокрый луг» Ф.Васильева). Какое время года, какую погоду изобразил художник? Лето, только что прошла гроза. А как мы об этом узнали? Еще клубятся в небе грозовые облака. Темно-синяя туча с фиолетовыми оттенками еще висит вдали над белой пеленой дождя. А на земле все уже  затихло, успокоилось, пропиталось живительной влагой.  Ликует  и трепещет в напоенном светом воздухе каждый листочек, каждая травинка с блестящими капельками дождя. Перед нами, на переднем плане, засверкала омытая дождем зелень луга. Даже воздух, кажется, еще насыщен влагой. Но где-то в небе, за желтоватыми тучами, солнце. Вот-вот оно выглянет и засияет. Легкий ветерок бороздит гладь воды. Тень от тучи бежит вслед за ней. Умиротворенная и освеженная дождем природа отдыхает. Ощущение свежести, влажности и уходящей тревоги  испытываем мы от этой картины.

   А это что за прелестная картина? Как вы думаете, о чем она? Игорь Эммануилович Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца». Что вы чувствуете, глядя на нее? Радость, праздничность, очарование, удовольствие. А почему, как вы думаете, художник изобразил зиму, заснеженные деревья, иней и снег такими  нежными розовато-фиолетовыми, голубыми, желто-оранжевыми красками? Вам приходилось  когда-нибудь видеть такое зимнее утро? Когда же это бывает? Да, когда  очень холодно, морозно, солнечно. Встающее солнце своими лучами освещает все вокруг, и от этого иней на деревьях, снег становиться сказочно розовым, необыкновенно нежным. Каждая веточка березок покрыта инеем. И они превратились в необыкновенно пушистые каскады.  Хороша картина?

   Значит, природа все время изменяется , она разная, и живописец может нам с помощью красок рассказать не только о сезоне (весне, лете, зиме, осени), времени суток (утро, полдень, сумерки, ночь), но еще и о состоянии погоды: инее, дожде, ветре, грозе, снеге, тумане. Посмотрите еще раз внимательно на все эти картины, полюбуйтесь мастерством художников-живописцев, которые умеют писать так  живо, так необыкновенно, удивительно, используя цвет  и цветосочетания – основное средство выразительности в живописи. Это один из секретов художников-живописцев.

2-й этап. Цвет как средство передачи настроения в картине и отношения художника к изображенному.

Программное содержание. Обратить внимание детей на то, что цвет и цветосочетания  используются художником для  передачи настроения и отношения к увиденному.

Материалы. Те же репродукции пейзажных картин, расположенные на трех стендах. Кисти, акварельные краски, палитры и альбомные листы белой бумаги на каждого ребенка.

Ход занятия.

Дети в первой части занятия свободно сидят перед стендами с репродукциями пейзажей, во второй – рисуют за мольбертами.

Воспитатель. Мы уже знакомы с этими пейзажами. На прошлом занятии вы узнали основной секрет художников-пейзажистов. Какой? (Ответы детей,) Да, как художники используют цвет и цветосочетания, чтобы, чтобы зрители сразу же узнавали время года и суток, состояние погоды. Сегодня я открою вам еще одну тайну мастеров-живописцев. Посмотрите внимательно на картины. Какая красота! Картины доставляют нам удовольствие, наслаждение, радость. Но каждая картина вызывает у нас еще и определенное настроение. А что значит «настроение? Посмотрите, мы с вами об этом уже говорили? Когда у вас день рождения. Вам радостно или грустно? А когда вы играете в снежки, весело ли вам? А когда вас обидели, вам обидно? Если за вами долго не приходят родители, вы огорчены? А если вы сидите и ничего не делаете, вам скучно? Это все и есть настроение.

    Скажите, а может ли быть настроение у природы? Когда небо затянуто  тучами, нам  кажется, что природа нахмурилась. А выглянуло  солнышко – и кажется, что все заулыбалось. Наши чувства и ощущения мы переносим на природу. Художники с помощью красок стараются  рассказать о своем настроении. Они знают тайны красок, и это помогает им, когда они пишут картины. Яркие, звонкие теплые цвета звучат весело, радостно, громко. Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро. Менее яркие, приглушенные тона звучат нежно, мягко.

    Но можно еще и смешивать цвета, и тогда у зрителя появится новое ощущение, новое настроение от картины. Например, краски, смешанные  с черной краской, звучат таинственно, иногда даже тревожно. Цвета, смешанные с белой краской, звучат более легко, нежно, спокойно. Серые оттенки могут создавать ощущение грусти, тишины, мягкости. Сочетание контрастных красок – например, красной и зеленой, фиолетовой и желтой – создает ощущение тревоги, опасности.

    Давайте рассмотрим выставку наших картин и попробуем раскрыть секреты колорита – цветовой согласованности в картинах. Посмотрим, как колорит передает то или иное настроение природы и отношение самого художника к изображенному. Покажите мне картины, где звучит радостное, приподнятое, веселое настроение. Кто хочет показать эти картины? (Вызывает 2-3 детей.) Вот молодцы! Вы правильно определили эти картины. Это «Золотая осень» И.Левитана, «Московский дворик» В.Поленова, «Полдень. В окрестностях Москвы» И.Шишкина. Каких красок здесь больше? (Ответы детей.)

   Найдите картины, где звучит тревожное настроение? («Закат» А.Рылова.) Какие краски здесь использовал художник? (Ответы детей.)

   Вот вам еще одно задание: покажите картину, где очень шумно, свежо. («Зеленый шум» А.Рылова.)

   А сейчас покажите картины, где все очень спокойно, тихо. («Зима» И.Шишкина, «Московский дворик» В.Поленова.) Молодцы, дети, хорошо поняли еще один секрет художников-живописцев.

   А сейчас вы сами будете художниками и попробуйте нарисовать пейзаж с тем настроением, которое вам больше всего нравится. А мы по вашим работам  попробуем отгадать, что вы задумали, какое настроение хотели передать. (Проводится художественно-развивающая игра «Найди картину по палитре»).

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *