Секреты художника-живописца. Секрет II.

Секреты художника-живописца

Секрет II. О чем нам может рассказать линия горизонта

 в пейзажной картине

(в старшей группе)

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к средствам выразительности пейзажной          живописи. Развивать у них эстетическое и художественное восприятие, способность к эмоционально-эстетическим оценкам и суждениям, отзывчивость на художественный образ пейзажных картин, понимание замысла произведения, определяющего выбор художником средств выразительности. Формировать сопереживание настроению картины. Дать  детям представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающем  передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от расположения их на ближнем, среднем и дальнем плане (линейная перспектива). Закрепить у детей полученные знания в художественно-развивающих играх: «Найди картину по модели», «Найди картину по эскизу».

Подготовительная работа. Наблюдение в природе за линией горизонта из разных точек (с возвышения, с низко расположенной точки); наброски линии горизонта с натуры.

Материалы. Стенд с репродукциями картин, где линия горизонта располагается по-разному («В голубом просторе» А. Рылова, «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана, «Золотая осень» И.Остроухова, «Золотая осень» В.Поленова.)

Ход занятия.

Воспитатель.  Дети, мы  с вами уже знаем, что художники очень наблюдательные люди. Они любят рисовать природу, часто берут свои мольберты и идут в поле, на речку, в лес или на улицу города, села. Там они рисуют то, что видят вокруг. Это  называется «рисовать с натуры». Наблюдая за природой,  художники открывали очень интересные секреты изображения, которые помогают им создавать картины, очень похожие на реальную природу. Когда мы смотрим на эти картины, нам кажется, что и мы тоже  в поле, на речке, в лесу. Какие же тайны знают художники? Что помогает им создавать такие удивительные картины? Вот об этих секретах мы и будем говорить.

    Один секрет художников вы уже знаете. На прошлом занятии мы с вами о нем говорили. Кто вспомнит, что это за секрет, который помогает передать в картине время года, время суток, состояние погоды, настроение? Что это за главная тайна живописи? (Ответы детей.) Да, это использование художником цвета и цветосочетаний, цветовых  созвучий. Цвет может звучать  радостно, звонко или грустно, тихо, тревожно, беспокойно и т.д. Этот секрет мы запомнили. А сейчас познакомимся с еще одним секретом, который называется «Секрет линии горизонта».

   Первая тайна этого секрета: что такое линия горизонта и зачем она нужна в картине.

   Мы с вами наблюдали и делали наброски интересной и таинственной линии, которая называется «линия горизонта». Вспомните, что же обозначает эта линия? (Ответы детей.) Да, когда мы смотрим вдаль. То видим, что в каком-то месте небо сошлось с землей в одну линию, за которой уже ничего не видно. Эту линию и называют линией горизонта. Художники, наблюдая природу много-много раз, заметили, что чем дальше от их глаз расположены предметы (деревья, кусты, дома), тем меньше они кажутся. И еще одна особенность: если предметы находятся близко – на переднем  плане, — они просматриваются очень ярко и подробно, видны все детали (например, у деревьев видны особенности строения стволов, веток, листьев). Так же художники и рисуют: то, что расположено близко,- крупно и более ярко, а что далеко,- мелко, менее ярко, с меньшим количеством деталей. Давайте посмотрим на картину «Золотая осень. Слободка» Исаака Ильича Левитана. Покажите мне, где здесь линия горизонта? (Вызывает одного ребенка, который показывает указкой горизонт.) Правильно, здесь небо сходится с землей. Близко к нам, внизу картины, находится передний план. Вот он. (Показывает.) Расскажите, что здесь нарисовано? (Дети рассказывают.) Да, очень рельефно просматриваются травка, земля, дорога, березка, яблонька, кусты и старый забор. Они очень яркие по цвету. А если посмотрим дальше – на второй план (Показывает), что здесь мы видим? Избы деревеньки, их стены и крыши, контур берез (посмотрите, стволы их чуть видны).  А такие ли они, яркие, как березка на первом плане? Нет, они бледнее по цвету. Теперь посмотрим на дальний план. Что мы там видим? (Показывает.) Да, светло-желтые поля, коричневую дорогу, а у самого горизонта общей массой нарисован лес – розовато-фиолетовый, желтоватый, как в дымке. Значит, в воздушном пространстве от переднего от переднего плана к дальнему предметы постепенно теряют детали. Их контуры становятся более обобщенными, цвет также бледнеет, становится менее ярким и холодеет.

   В жизни, наблюдая природу, мы всегда видим много различных предметов: это и деревья, и трава, и кусты, и дома, иногда дорога или речка. Нарисованные в пейзаже, эти предметы могут заслонять друг друга. В этой картине березка и яблоня, нарисованные на переднем плане, закрывают дома, которые находятся на втором плане, а дома и березы второго плана закрывают поле дальнего плана.

    Итак, линии горизонта может помочь художнику выстроить картину, показать пространство, и  то что расположено близко, он рисует ярко, крупно, а чем дальше предметы, тем меньше по размеру и менее ярко, бледнее по цвету они на картине. Линия горизонта помогает изобразить много планов – близко, дальше, далеко.

    Часто в картинах художники изображают тропинки, дороги, реки. Посмотрите на картину «Золотая осень» художника Левитана. Видно ли, что речка течет вдаль ? Как это художнику удалось передать? (Ответы детей.) А можно ли нарисовать речку так, чтобы она была выше линии горизонта? Почему нельзя? (Ответы детей.) Значит, если художник изображает реку, дорогу, уходящие к горизонту, он  на переднем плане рисует их широкими, а дальше, ближе к линии горизонта, —  все уже и уже. Но они могут доходить только до линии горизонта, потому что линия горизонта —  это линия, которая показывает границу между небом и землей. Значит, линия горизонта помогает художнику выстроить картину, определить величину пространства неба и земли, наметить планы – что находиться близко. Что далеко, что еще дальше.

Вторая тайна такая: почему художник располагает линию горизонта по-разному – высоко, по середине картины, низко.

   Давайте рассмотрим картину  «Золотая осень» художника Василия Дмитриевича Поленова. Расскажите, о чем эта картина? Да, об осени. А какая осень? Золотая! Вершина осени. Что нам об этом говорит? Яркие, нарядные, праздничные, звонкие, теплые краски! Да, линия горизонта высоко, поэтому больше изображено земли, чем неба. А как вы думаете, почему так расположил линию горизонта художник? На что он хотел обратить наше внимание? Да. На красоту земли золотой осенью.

   Итак, высокая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание? Да, на красоту земли золотой осенью.

    Рассмотрим другую картину («В голубом просторе» А.Рылова). Попробуйте здесь определить линию горизонта – то место на картине, где небо сходится с землей. (Вызывает ребенка, который показывает на картине линию горизонта.) Да, здесь на  картине действительно небо сходится с землей. Как вы думаете,  почему так низко художник изобразил линию горизонта? О чем ему больше всего хотелось рассказать? О том, как красиво летят в голубом просторе неба большие лебеди. Они летят высоко, но близко к нам, и мы видим, как движутся их мощные крылья, как вытянуты их тонкие, изящные шеи, можем хорошо рассмотреть их небольшие головки. Значит, чтобы нарисовать больших летящих лебедей и чтобы было просторно в голубом небе на  картине, художник рисует линию горизонта низко. Огромно, просторное голубое небо с легкими облаками. Кажется, что облака летят наперегонки с лебедями. Внизу картины, ниже линии горизонта, мы видим небольшую полоску темно-синего моря. Свежий ветер поднимает мелкие волны, кое-где они кудрявятся пенными барашками. Справа – небольшой каменистый остров, покрытый остатками снега. А слева – парусник. Корабль далеко, и поэтому художник изобразил его маленьким. Но видно, что корабль стремительно движется: его паруса наполнены ветром.

   Удивительная картина! Кругом простор, свобода, жизнь! Художник А.Рылов так и назвал свою картину – «В голубом просторе».

                                     ….Лебеди белые

Тянуться к северу, в тундры холодные,

Мчатся красивые, белые, смелые,

Вечно могучие, вечно свободные!

С жаркого юга, лучами спаленного,

К озеру, в тень под березы плакучие,

Манят их радости «шума зеленого»

Свежестью бодрою, силой могучею.

                                  В.Гиляровский.

    Мы видели картины, где линия горизонта располагается высоко и низко. Сейчас я покажу картину, а вы догадайтесь, где здесь  проходит линия горизонта? (Картина «Грачи прилетели» А.Саврасова.) Кто мне покажет, где на картине земля соединяется с небом? Иди, Таня, возьми указку и покажи, а вы ребята, посмотрите: правильно ли Таня увидела? Острые ли у нее глаза? (Таня показывает.) Как сказать, где проходит линия горизонта на картине?  Да, по середине полнота. Как вы думаете, о чем хотел рассказать художник в этой картине? Да, по середине полотна. Как вы думаете, о  чем хотел рассказать художник в этой картине? О том что пришла весна. Грачи – вестники весны. Что мы видим на переднем плане, близко к нам? Высокие корявые березы. Концы  их ветвей порозовели, тянутся к солнцу. На вершинах деревьев хлопочут грачи, обживают старые гнезда, вьют новые. А что изображено дальше – на среднем плане? Небольшая белая церковь с колокольней, серые крыши деревянных домов, забор. Еще дальше – речка, луга, покрытые кое-где снегом. Художник нарисовал окраину небольшого села, каких много в России.

   Если я закрою небо на картине листом бумаги, это будет красиво? Нет! Тогда не видны будут вершины берез с птичьими гнездами и грачами. А если я закрою землю – опять плохо: не видно, что происходит на земле со снегом. А что же с ним происходит? Он стал рыхлым, потемнел, весь в рыжих и серых пятнах, тает.  Видно, что это весна. А по твердому утреннему насту гуляет грач, собирая веточки для своего гнезда. Есть ли солнышко в картине? Есть ! Об этом говорят тени снега и верхушки облаков. Неяркий солнечный луч пробился из-за облака, позолотил сугроб, согрел розовыми теплом дерево заборов и крыш. Зажег тусклую медь колоколов на колокольне и купола церкви. Эта картина – ожидание тепла, яркого солнца, буйной весны! Этого ждут и земля и небо. Вот почему художник расположил линию горизонта по середине картины.

     Итак, линия горизонта есть почти во всех пейзажных картинах, но в зависимости

 от того, на что наше внимание хочет обратить художник, она может занимать на картине разное место: то опускается низко, то проходит по середине картины, то вообще забирается высоко наверх.

    Но бывает, что линия горизонта полностью не видна. Потому что ее закрывают деревья, дома или другие предметы. (Можно поглядеть с детьми в окно, показать им, как здания закрывают горизонт.)  Вот так бывает и на картинах: эта линия «прячется от нас. Иногда линия горизонта вообще «убегает» с картины. Обычно это бывает тогда, когда художник рисует какой-то кусочек пейзажа. (Показать на примере картины «Золотая осень» И.Остроухова.)

    А сейчас поиграем. Я покажу вам несколько  картин, где линия горизонта расположена по-разному. Я буду вести указкой до линии горизонта. Как только коснусь этой линии, вы должны хлопнуть в ладошки. (Открывает стенд, на котором 5-6 репродукций пейзажей с разным  положением линии горизонта. Ведет указкой сверху вниз, если изображено больше неба, или снизу вверх, если изображено больше земли, к линии горизонта; поощряет детей, закрепляет понятие «линия горизонта».) Итак. Мы с вами сегодня узнали несколько секретов, связанных с  волшебной линией – линией горизонта. Которая помогает художникам создать очень красивые картины. Вам интересно было об этом узнать? (можно провести игру «Найди картину по модели».)

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *