Секреты художника-живописца. Секрет III.

Секреты художника-живописца

Секрет III. Почему художник выбирает для своей картины определенный формат полотна: вертикальный или горизонтальный прямоугольник, квадрат.

(в старшей группе)

                                                                                                           

Программное содержание. Развивать у детей интерес к средствам выразительности живописи, художественное видение, пространственное, образное мышление и воображение, видение единства замысла художника и средств выразительности. Дать детям представление о том, что формат картины имеет большое значение для создания художественного образа, для передачи главной мысли художника, его чувствования и переживания. Вертикальный формат полотна позволяет передать величине, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувствований, горизонтальный формат – передать широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность. Квадратное построение формата обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.

   Развивать у детей умение высказываться по поводу увиденного, приводя доказательные оценки и суждения, используя образные слова и выражения.

Предварительная работа. Наблюдение в природе за линией горизонта, планами с помощью видоискателя, «бинокля». Зарисовки наблюдаемых пейзажей.

Материалы. Репродукции картин, расположенные на стенде в три ряда.

1-й ряд – вертикальное построение полнота: «Февральская лазурь» И.Грабаря, «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Осенний день. Сокольники» И.Левитана.

2-й ряд – «Лесные дали» И.Шишкина, «Гималаи» Н.Рериха, «Золотая осень» В.Поленова.

3-й ряд – «Рябинка» И.Грабаря.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, мы с вами уже знаем некоторые секреты художника-пейзажиста. Какие? (Ответы детей.) Да, это использование художником цвета, линии горизонта, построение планов. А сегодня я открою вам еще один «секрет» художника. Внимательно рассмотрите картины, которые висят перед вами. О чем эти картины? (Ответы детей.) Да, здесь пейзажи о разных временах года. Но я их поместила в три ряда. Подумайте. Чем отличается каждый ряд? (Ответы детей.) Вы обратили внимание на формат картин в каждом ряду? Какую форму имеет верхний ряд картин? Прямоугольник, поставленный вертикально. А второй ряд? Прямоугольник, положительный горизонтально. А в третьем ряду? Картина имеет форму квадрата. Значит, картины могут еще отличатся по формату полотна. На котором они написаны. Когда вы рисуете, вы тоже кладете листочек бумаги  то вертикально, то горизонтально.

    Давайте рассмотрим первый ряд картин и подумаем, почему художники выбирали для изображения такой формат полотна? Вот картина «Февральская лазурь». Как вы думаете, почему художник Игорь Эммануилович Грабарь так расположил полотно (вертикально)? Про что он нам хотел рассказать? На что хотел обратить наше внимание? (Ответы детей.) На удивительную красоту белых берез, кружево ветвей  на фоне февральского пронзительно-лазурного и ярко-голубого неба. Расскажите об этой картине. Что вы чувствуете, глядя на нее? (Ответы детей.) Да, волшебную красоту белоствольных берез!

  Береза, которая стоит перед нами, на переднем плане, написана плотными  мазками кажется огромной, могучей. Она пылает белейшим светом, у нее множество тонких белых ветвей. Она  и тонкие, молодые березки вокруг нее сияют еще ярче на фоне пронзительной переливчатой синевы неба, которое и снег окрашивает в голубые  и ярко-синие холодные тона теней. Снег уже шероховатый, подтаявший от февральского солнышка. Утром на нем образуется наст – твердая корочка льда, сверкающая на солнце. Поражают яркие цвета синего, белого и зеленоватого снега. Цвет неба тоже удивительный: глубокий синий, переходящий в лазурный, зеленовато-желтоватый тон. Что в этой картине самое главное? (Ответы детей.) Да, березы, и особенно береза на первом плане. Художник восхищается ею, любуется ее красотой. Он писал: «Когда я взглянул на березку снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью». Художник писал эту березку с натуры. Он даже выбрал небольшой  окопчик – ямку, чтобы видеть ее снизу. Березы выглядят очень величаво, значительно. Они даже не умещаются на вертикальном полотне картины, их вершины выходят за его пределы. Ветви великолепных берез устремлены вверх, словно в радостном порыве приветствуют утро. Под лучами солнца загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья. При легком дуновении ветерка они ударяются друг о друга, издавая мелодичный хрустальный перезвон.

   А сейчас снова посмотрите на картину и скажите, где здесь линия горизонта? Да, она расположена низко. Поэтому березы кажутся огромными, а мы как бы смотрим на них снизу. Какая яркая, какая радостная картина!

   Итак, художник выбрал вертикальный прямоугольный формат полотна, чтобы обратить наше внимание на величине и красоту берез!

   Посмотрите на картину «Грачи прилетели» Алексея Константиновича Саврасова. Сейчас вы мне скажите: почему художник выбрал такое полотно для своей картины? (Ответы детей.) Да, чтобы рассказать о том, что прилетели грачи – значит, наступила весна. Грачи вьют свои гнезда на вершинах берез. И чтобы мы увидели это, он близко к нам, на переднем плане, рисует корявые стволы старых берез и несколько молодых березок. Они  в самом центре картины, тянутся вверх своими стволами и веточками – ждут солнца, тепла. Весна чувствуется везде – и в голубизне неба, и в желтоватом от неяркого солнца, рыхлом снегу.

   А вот картина «Осенний день. Сокольники» И.И.Левитана. Полюбуемся ею и подумаем: почему художник так выстроил картину? О чем же он хотел рассказать? (Ответы детей.) Да, это осенний ненастный день, тихий и задумчивый. Перед нами аллея старого парка. На переднем плане высоко в небо подняли свои вершины большие сосны, а рядом с ними, по бокам аллеи, легкие силуэты уходящих вдаль молодых кленов в увядающем осеннем уборе, с осыпающейся  оранжево-коричневой листвой. В центре картины изображена серовато-зеленовато-коричневая дорога, которая, слегка изгибаясь, уходит далеко в глубь парка. По ней, прямо на нас, задумавшись идет красивая молодая женщина в темном платье. Мы чувствуем волнение облаков в по-осеннему сером небе, влажность этого ненастного дня: даль тает в голубоватой дымке. Как бы вы назвали всю цветовую гамму картины? Яркая ли она? (Ответы детей.) Да, она неяркая, все построено на сочетании мягких, приглушенных, спокойных, серебристых тонов.

    Художник выбрал вертикальное построение полотна картины, чтобы показать огромность старого парка, его глубину, длину аллеи. Низкая линия горизонта дает возможность открыть даль, глубину и протяженность аллеи, ширь и значительность объектов на переднем плане, выделить их яркостью и рельефностью объемов. Мы чувствуем, что  настроение природы созвучно настроению женщины. В природе чувствуется легкая печаль, грусть, задумчивость и тишина.

    Посмотрим на следующий ряд картин. Некоторые вам уже знакомы. Эту вы помните? («Золотая осень» И.Левитана). Как она называется? (Ответы детей.) Молодцы, правильно, это «Золотая осень», а написал ее тоже И.И.Левитан. Полюбуйтесь на нее и подумайте: почему художник выбрал такой формат полотна? (Ответы детей.) Да, художник хотел рассказать о том, как прекрасна земля в ярком осеннем наряде, о том что золотая осень пришла на бескрайние просторы нашей родины. А вот картина «Лесные дали» Иван Иванович Шишкин. Посмотрите на нее и подумайте: про что здесь нам говорит художник? Что удивило и порадовало его? Почему он выбрал такой формат картины – горизонтально вытянутый прямоугольник? (Ответы детей.) Да, художник восхитился огромными просторами, покрытыми лесом.  Он восхитился красотой лесных далей Росси. Широкая панорама нам открывается с вершины небольшой возвышенности. На переднем плане – поляна с группой маленьких деревьев и одинокой сосной. На освещенной солнцем траве тут и там лежит небольшие валуны. Чуть дальше резкими контурами выделяются большие ели и сосны, а за ними. На втором  плане, — леса, одетые утренним туманом. Совсем далеко, на границе третьего, дальнего плана, — озеро в светлой голубовато-фиолетовой дымке, застилающей горизонт. А над всем этим – чистое голубое небо с легкими облаками.  Дальний план как бы растворяется в тумане. Это придает картине таинственность. Главный герой этой картины – лес. Художник предлагает и нам полюбоваться, восхититься его красотой и мощью, его необозримой огромностью. Как бы вы назвали этот пейзаж, посвященный лесу? Правильно, лесной пейзаж.

   В этом ряду у  нас осталось еще одна картина. Необычная, правда?  Как вы думаете, про что она?  (Ответы детей.) Картина называется «Гималаи», и написал ее художник Николай Константинович Рерих.  Гималаи – это самые высокие горы нашей планеты. Художник написал сияющие вершины огромных неприступных гор, занимающих громадные пространства. Горы поднимаются грядами все выше и выше. Мы  ощущаем их холод, монументальность. Цвета на картине – от  почти черно-синих, синих, голубых и к белым —  снегам, покрывающим вершины, с желтоватыми отблесками. Обратили внимание, какой формат у полотна? (Ответы детей.) Да, длинный, горизонтально положенный  прямоугольник. Это и позволило художнику показать протяженность, величине горной страны. Художник показал только  вершины гор. Этим  он подчеркнул, как высоки горы. Как бы вы назвали этот пейзаж? Да, горный.

    У нас остался последний ряд. Здесь только одна картина – «Рябинка» Игоря Эммануиловича Грабаря. Какой у нее формат холста? Да, квадратный. Давайте подумаем, что нам хотел рассказать художник? (Ответы детей.) мы как будто смотрим на пейзаж сверху, из окна деревенского или дачного домика. Перед нами, на переднем плане, рябинка вся в красных гроздьях ягод. Ее красно-оранжевая листва ажурная, очень яркая. Сквозь нее мы видим лазурное небо, зеленое поле озимых всходов, лесок и кусты, а за ними в фиолетовой дымке – дали. Ближе к нам, на переднем плане, по бокам картины —  березки развесили свои золотые косы; их вершин нам не видно из окна. В картине очень тихо, спокойно. Но основное внимание художник уделил нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались ее осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична. Глядя на нее, хочется читать стихи.

Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                                                   А. Толстой.

   Художник может использовать и такой формат полотна. Чтобы рассказать о небольшом пейзаже, о спокойствии и тишине, разлитой в природе.

   Вот, дети, мы и познакомились с еще одним «секретом» художника –секретом построения картины на определенном формате полотна. Форматом полотна художник может подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, порадовало, удивило, передать свое настроение.

                                                                                                           

 

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *