Зимние напевы

«Зимние напевы»

Какая она, зимушка-зима?

(в старшей группе)

Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи: цветосочетания зимнего состояния природы, вызывающие соответствующие им настроения; рисунок, передающий характер образов; композиционные построения картин. Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по  настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе. Обогащать словарь  детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

Подготовительная работа. Наблюдение за зимними явлениями в природе, цветовыми проявлениями сезона, времени суток. Рассматривание репродукций картин о зиме, разучивание стихов и пение песен, прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.

Материалы.  Репродукции картин, акварельные краски, бумага на каждого ребенка, кисти, палитры.

Ход занятия.

1-я часть. Беседа и рассматривание картины «Зима» И.Шишкина.

Дети свободно сидят перед стендом, на котором помещена картина (она пока закрыта).

Воспитатель. Отшумела ярко-желтый листвой золотая осень. Бирюзовое небо заволокли сизые, серые облака. Холодно, дождливо, грязно. Гонит ветер бесконечные гряды туч.

    Прошел и ноябрь, который нарекли в народе предзимником. Коротки серые дни, похожие друг на друга, леса стоят полупустые, «грустя по птичьим голосам». Но –

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Берега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

                             А.Пушкин.

   Начинает зимы декабрь. Он завершает годи поддает стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло», «многоснежный». Но капризна и переменчива погода в декабре: выпавший снег смывается неожиданным дождем, и вновь сильные ветры наметают снежные сугробы. Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но  вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. И нам становится радостно, весело, празднично.

Белый снег пушистый                                     Поет зима —  аукает,

В воздухе кружится                                         Мохнатый лес баюкает

И на землю тихо                                                Стозвоном сосняка,

Падает, ложится.                                              Кругом с тоской глубокою

                                                                              Плывут в страну далекую

И под утро снегом                                             Седые облака.

Поле забелело,                                                   А по двору метелица

Точно пеленою                                                  Ковром шелковым стелется,

Все его одело.                                                                 Но больно холодна…

                                                                                                           С.Есенин.

Темный лес, что шапкой                          Ночью в полях, под напевы метели,

Принакрылся чудной                                Дремлют, качаясь, березы и ели,

И заснул под нею                                      Месяц меж тучек над полем сияет

Крепко, непробудно…                             Бледная тень набегает и тает.

                                                                    Мнится мне ночью: меж белых берез

Божьи дни коротки,                                  Бродит в туманном сиянье Мороз.

Солнце светит мало,-                                                               И.Бунин.

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

                     И.Суриков.                           Здравствуй, гостья-зима!

                                                                    Просим милости к нам

На безлюдный простор                            Песни севера петь

Побелевших полей                                   По лесам и степям.

Смотрит весело лес                                  Есть раздолье у нас,-

Из-под черных кудрей,                            Где угодно гуляй;

                                                                   Строй мосты по рекам

                                                                   И ковры и расстилай.

Словно рад он чему,-                               Нам не стать привыкать,-

И на ветках берез,                                    Пусть мороз твой трещит:

Как алмазы, горят                                    Наша русская кровь

Капли сдержанных слез.                         На морозе горит.

                                                                                         И.Никитина.

  Вот так по-разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты – в словах. Композиторы – в звуках, художники – в красках. Давайте-ка и мы попробуем разгадать некоторые напевы зимушки-зимы. Но послушаем еще отрывок из рассказа писателя Г.Скребицкого о волшебстве Зимы.

    «…Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила.

    Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула. Как в сказке.

    Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут. То там свою волшебную картину исправит.

    Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!.»

    Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

    А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.

    И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла  виднеются… Раздвинуло солнышко сизую тучку… А под его ласковым взглядом все еще краше становится.

   Вспыхнули, засветились снега. Сияние, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

   Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!

   Любуется солнышко картиной Зимы… — глаз оторвать не может…»

                                                                                 Г. Скребицкий. «Четыре художника.

    Вот какую прелестную картину нарисовала зимушка – зима. А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. (Открывает стенд с картиной «Зима» и дает детям время рассмотреть ее внимательно.) Так о чем же нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу. Что покорило, удивило и порадовало его? Красота зимнего заснеженного лес, укутанного толстым слоем пушистого снега. Какой же это лес? Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор». Почему мы решили, что это старый и дремучий бор? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри. А чуть дальше что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее. А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Да, они чуть виднеются из-под снежных шубок.

   Как вы думаете. Почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? Да, снег в этом еловом бору! Как  вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы. На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене больше ели были видны от макушки до основания.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем нечто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

                          Ф. Тютчев.

   Так почему же художник хотел обратить наше внимание на то, что находиться внизу,- на заснеженную поляну? Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Да, необыкновенный: коричневато-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запущенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу  заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневее тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

                       Заколдован невидимкой,

                      Дремлет лес под сказку сна…

                                                       С. Есенин.

      А видите ли вы еще живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вт какую еще загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется, что она тоже заснула.

      А сейчас посмотрите на картину и подумайте: много ли цветовых тонов использовал художник? Так какие же тайны нам загадала зима, а художник подметил? Цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов. Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укутанный пушистым толстым ковром снега зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского.

     Какая же  по настроению эта картина? Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная, не громкая.

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вся снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель…

                                  С.Черный.

   Полюбуемся  еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (Включить отрывок из пьесы А.Вивальди «Зима».)

   Понравилась вам музыка? А что ощутили вы? Похоже это чувство на то, которое навевает картина? (Беседа с детьми.)

   Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, писатель, композитор, художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы. (Можно также показать картины, где зима изображена пасмурной, грустной или метельной, например: «Деревня зимой» И.Левитана, «Зимой» В.Серова.)

2-ая часть. Сравнение картин «Зима» И.И.Шишкина, «Сказка инея и восходящего солнца», «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря.

Ход занятия.

Дети свободно сидят перед стендом с картинами (открыта только «Зима» И.Шишкина).

Воспитатель. Дети, мы уже вели разговор о том, какая у нас бывает зимушка-зима, и даже разгадали тайну картины Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Посмотрите на картину и постарайтесь вспомнить  какую? (Дается время.) Да, мы узнали еще один секрет художников-живописцев: на цвет снег влияет цвет окружающих его предметов,  состояние погоды. Поэтому художник нарисовал не белый снег, а коричневатый, кремовый. Так на цвет снега повлиял коричневатый цвет стволов елей.  Художник использовал немного цветовых тонов, поэтому картина вызывает ощущение тишины, умиротворенности, спокойствия морозного дня, заснеженного и как будто уснувшего леса.

    Сегодня мы рассмотрим  еще  две картины, где тоже есть свои загадки. Послушайте, о чем я вам расскажу.

    Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло! Ему хотелось петь и танцевать от радости! Но он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала, мурлыкала свою нежную, завораживающую песню.

    Посмотрим же эту картину. (Открывает картину «Сказка  инея и восходящего солнца», дает детям время вглядеться в нее.) Я услышала, как вы тоже ахнули в восторге. А почему?  Что же вас так порадовало? Расскажите. (Предлагает 2-3 детям высказаться.) Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины! Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья!  А как вы узнали, что это березки? По ажурным опущенным инеем веточкам, каскадом спускающимся вниз. Каждая тоненькая веточка покрыта снежным инеем, и создается ощущение, что эта снежная бахрома – необыкновенной красоты цветы. Это громкая,  звонкая картина или нежная, мягкая, легкая? А какой основной тон картины? Неяркий розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный. А как вы думаете, почему художник выбрал такую гамму цветов? Потому, что это  восход желто-лимонного солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розовато-сиреневые холодные тона, и иней на березках вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блестками. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а выше – зеленоватым, голубовато-сиреневым.

Разукрасилась Зима…

На уборе бахрома                                                                      Белая береза

                 Из прозрачных льдинок,                                          Под моим окном

                 Звездочек – снежинок.                                             Принакрылась снегом,

Вся в алмазах, жемчугах,                                                          Точно серебром.

В разноцветных огоньках,

               Льет вокруг сиянье,                                                   На пушистых  ветках

                  Шепчет заклинанье:                                                  Снежною каймой

«Лягте, мягкие снега,                                                                  Распустились кисти

На леса и на луга,                                                                        Белой бахромой.

                  Тропы застелите,                                                       И стоит береза

                  Ветви опушите!»                                                       В сонной тишине,

                             М. Пожарова.                                                  И горят снежинки

                                                                                                       В золотом огне.

                                                                                                       А заря, лениво

                                                                                                       Обходя кругом,

                                                                                                       Обсыпает ветки

                                                                                                       Новым серебром.

                                                                                                                             С. Есенин.

Что вам хотелось делать, глядя на эту картину? (Ответы детей: петь, танцевать, легко и плавно кружась, нарисовать такую же чудесную картину.) А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Как бы вы назвали эту картину? Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину «Сказка инея и восходящего солнца». Он услышал нежную, радостную и изящно-волшебную песню зимы и передал это в своей картине.

     А сейчас посмотрите на другую картину этого же художника. Она называется «Февральская лазурь». Какую  мелодию зимы здесь услышал художник? Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину? Выслушать 2-3 детей.) Да, это февраль – конец зимы, ее последний праздник! Праздник лазоревого, ясного и чистого неба с яркой и чистого неба с яркой бездонной синью и вышине. Солнце высветило жемчужную белизну березок и кружево ветвей, устремленных к нему. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями от берез. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая, праздничная и прощальная песнь уходящей зимы. Послушайте, как об этом рассказал композитор Петр Ильич Чайковский. (Включает отрывок пьесы «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года».) Что вам слышалось в музыке? Доставила вам радость эта мелодия?

     Мы с вами увидели, услышали, как художники, поэты, писатели, композиторы почувствовали и  в своих произведениях передали разные напевы зимушки-зимы: то тихие, спокойные, то нежные, изящные, сказочно-волшебные, то  громкие, звонкие, то грустно-печальные. А сейчас вы возьмете краски и нарисуете свою песню о зиме. Подумайте, о какой зиме вы хотите рассказать. Постарайтесь и краски подобрать такие, чтобы мы узнали о вашем замысле.

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *