Весенние мотивы

«Весенние мотивы»

 

Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И.И.Левитана

(в старшей группе)

Программное содержание. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом восприятия их. Учить видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи (настроение, выраженное средствами колорита; рисунок, передающий характер предметов – деревьев и кустов; композиционная выстроенность картины вертикальным положением полотна, передающим устремленность   природы, деревьев к солнцу, теплу, ясному небу; средняя линия горизонта, помогающая художнику выстроить планы и подчеркнуть значимость происходящего на земле и в небе).

Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.

Подготовительная работа. Наблюдения за весенними изменениями в природе, прогулки на берег реки, озера с целью наблюдения за весенним разливом. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами.

Материалы. Репродукция картины «Весна. Большая вода» И.Левитана.

Ход занятия.

Дети свободно усаживаются перед картиной (она пока закрыта).

 

Воспитатель. Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла, солнца. Это время называется «весна». Какое нежное и ласковое слово —  весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы – музыку, художники – свои картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закроете глаза и представьте то, о чем я буду читать…

Бушует полая вода,                                                  Еще в полях белеет снег,

Шумит и глухо, и протяжно.                                 А воды уж весной шумят –

Грачей пролетные стада                                         Бегут и будят сонный берег,

Кричат и весело, и важно.                                      Бегут и блещут и гласят…

 

Дымятся черные бугры,                                           Они гласят во все концы:

И утром в воздухе нагретом                                   «Весна идет, весна идет!

Густые белые пары                                                  Мы молодой весны гонцы,

Напоены теплом и светом.                                      Она нас выслала вперед!»

                                                                                                        Ф.Тютчев.

А в полдень лужи под окном                                     Гонимы вешними лучами,

Так разливаются и блещут,                                      С  окрестных гор уже снега

Что ярким солнечным пятном                                 Сбежали мутными ручьями

По залу «зайчики» трепещут.                                  На потопленные луга.

                                                                                    Улыбкой ясною природа

Меж круглых рыхлых облаков                                Сквозь сон встречает утро года.

Невинно небо голубеет,                                                                         А.Пушкин.

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах  талых крыш.

 

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

                            И.Бунин.

 

Вы увидели весну? Почувствовали, как поэты передали свое радостное настроение?

Весна приходит со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней? Сейчас мы  посмотрим, как о весне рассказал художник И.И.Левитан. (Открывает картину. Дает возможность детям рассмотреть ее.

     Расскажите о ваших впечатлениях от картины. Что же интересного увидел художник? А вы такое видели? (Дать возможность высказываться 2-3 детям.) а, художник увидел весенний разлив реки, затопившей пологие берега.

 

Подошла, невзначай подступила

Полых вод неоглядная сила,-

Набежала из талых снегов

С обогретых весною бугров.

 

Это явление называется «половодье». Полная вода – значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются от льда и выходят из своих берегов. Широко, правильно и бескрайне разлилась вода, так что кажется, будто она слилась с голубым небом. Она повсюду, прозрачная, светло-голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивает яркая зелень ели и темный ствол старого дерева. Тени от них удлинены, отражаясь в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз. Это «удвоение» мира делает пейзаж призрачным, загадочным.

    Крестьянские избы, амбары, оказавшиеся в воде, и те, что стоят на высоком берегу, сливаются в прозрачно-светлое целое – очарованное пространство, почти растворяясь в голубой дали. А есть ли в картине солнце? Как вы узнали? Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу мы узнаем о нем. Солнце еще неяркое, но чувствуется его тепло.

    А что изображено на переднем плане, слева? Это лодка. Она стоит у согретого и позолоченного солнцем берега. Наверное, в ней  и приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры. Какие чувства возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Ответы детей.) Да, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картины, от ожидания тепла, буйного расцвет природы. Как бы вы назвали эту картину? Художник Левитан назвал ее «Весна. Большая вода». А сейчас послушайте музыку, которую написал композитор Сергей Васильевич Рахманинов; он назвал свою пьесу «Весенний поток». Закройте глаза и представьте себе голубое небо, бескрайние просторы воды, почувствуйте легкий веселый ветерок, теплые лучи солнышка. (Включает музыкальный отрывок. Можно повторить отрывок и предложить детям передать эту музыку  в движении, показав при этом свое настроение или представив себя легким ветерком, солнечным лучиком, березкой, слегка раскачивающейся под ветерком, легким  облачком, скользящим по небу, птичкой, прилетавшей из дальних стран и радующейся своей родине.)

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *