Музыка лета

«Музыка лета»

Рассматривание и сравнение картин «Березовая роща» И.И.Левитана и А.И.Куинджи.

(в старшей группе)

Программное содержание. Привлечь внимание детей к красоте летних пейзажей. Вызвать удовольствие и радость от встречи с ними. Развивать образное эстетическое и художественное восприятие, умение видеть единство содержания и средств выразительности живописи (особенности цветовой гаммы, создающей радостное приподнятое настроение, ощущение свежести, ясности и теплоты летнего дня; особенности рисунка березки и других объектов природы; композиционная выстроенность картин, обращающая наше внимание на то, что привлекло художника). Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему, но по-разному: каждый художник нашел свой мотив, свои средства выразительности.

    Обогащать речь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.

Подготовительная работа. Наблюдения за летними проявлениями в природе на прогулках, при посещении березовой рощи. Сенсорные игры (например, «Узнай по форме, чей это листочек»). Чтение и разучивание стихов, пение песен о лете, проведение хороводных игр (например, «Во поле береза стояла», Ай да березонька» и др.). Рисование детьми деревьев (берез). Проведение праздника «Русская береза».

Материала. Репродукции картин «Березовая роща» И.Левитана, «Березовая» А.Куинджи. Гуашевые краски, кисти, бумага для рисования, палитры.

Ход занятия.

  В первой части занятия дети свободно сидят перед стендами, на которых помещены их собственные рисунки и репродукции картин художников (они закрыты). Во второй части – работают за столами или мольбертами.

Воспитатель. «За весной, красой природы, лето красное пришло», и все радуется теплу и солнцу, ясной погоде, чистому воздуху, напоенному ароматами цветущих трав, деревьев, цветов. В лесу и на лугах природа соткала красивый ковер из пестрых, ярких цветов и трав. Новенький наряд из сочной, свежей листвы у деревьев.

Ярче солнце светит,                                       Смотри, как роща зеленее,

В воздухе тепло.                                             Палящим солнцем облита,

И куда ни глянешь,                                         А в ней какою негой веет

Все кругом светло.                                          От каждой ветки и листа!

                                                                                                          Ф.Тютчев.

На лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Темные листвы.

                 И.Суриков.

    Давайте побываем там, где писал свою картину художник И.И.Левитан. Закройте глаза  и представьте, что мы идем, идем и наконец пришли… (Открывает картину.) Откройте-ка глаза! Куда это мы пришли? Да, в березовую рощу. Это какое-то царство берез! А как вы узнали, что это березы? Ну конечно, по белым стволам, ажурной, прозрачной листве. Березки, как девушки в белых сарафанчиках, то парами, то группами закружились в легком хороводе!

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике ,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится

И гнется – но не ломится!

                                  А.Прокофьев.

  А что привлекло внимание  художника, когда он писал картину? Почему он выбрал для нее такую композицию, прямоугольный, вытянутый по горизонтали формат полотна, срезавшегося верхушки берез? Художника поразила игра света и тени на стволах берез, на листве, траве. Это  делает деревья не только трепетными и живыми, но и словно прозрачными. Эту прозрачность и нежность придает им богатая цветовая гамма. Мы видим белые, розовато-желтые, теплые коричневатые, голубовато-зеленые блики на стволах берез, на траве. Эти легкие, словно «порхающие» тени возникают от движении ветвей, и создается ощущение жизни, ритма мы как бы чувствуем свежесть и запахи прогретой солнцем березовой рощи.

    Расскажите, а что больше всего вам понравилось в этой роще? А что слышалось? Давайте пофантазируем, что мы услышим в роще? (Дети высказываются.)

   Сейчас закройте глаза, и мы вернемся обратно, в свою группу. Раз, два, три – и мы дома! Интересно вам  было? Но приключения наши не кончались. Сейчас мы отправимся еще в одно интересное место, побываем там, где писал картину другой художник – Архип Иванович Куинджи. Закрыли глаза. (Открывает картину.) Раз, два, три – и мы… Открывайте глаза! Где же мы очутились? Да, снова в березовой роще, но в другой. Расскажите, что же здесь интересного увидел художник? Что привлекло его внимание? (Дать возможность высказываться нескольким детям.) На освещенной солнцем  поляне группа берез. Передний и дальние планы картины погружены в темно-зеленую, холодно-изумрудную тень. Березовая роща дальнего плана нарисована контурами и очень обобщенно – одной массой. Залитый солнцем желтовато-зеленый луг в соседстве с интенсивно темными, но прозрачными тенями кажется сияющие светлым и ярким. Несколько кружевных ветвей на фоне темного дальнего леса почти прозрачны и светятся. Белильными мазками с розовыми пятнами горят стволы берез. В центре композиции —  уходящее вдаль в просвете между березами болотце, видны линия горизонта и зеленоватое небо. Какое зеленое царство! Сколько солнечного света. Сколько радости в этом пейзаже!

   Дети, понравилось ли вам на этой полянке? А что вы чувствовали, когда были здесь? (Дать детям высказываться.) Сейчас мы снова вернемся в группу. Раз, два, три – и мы дома! Вот какой славный был денек! Мы как будто побывали в тех местах, где писали свои  полотна художники. Эти картины сейчас висят в музее, а у нас их репродукции, и мы можем любоваться ими. Посмотрим на них. Оба художника назвали свои картины одинаково – «Березовая роща», но каждый написал рощу по-своему. Подумайте, чем же картины похожи и чем отличаются. Пока вы смотрите и думаете, я включу отрывок из музыкальной пьесы, который соответствует настроению этих картин («Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского).

    Какое настроение у вас вызвала эта музыка? Что слышалось вам? Соответствует ли это настроение настроению картин, которые перед нами?

    А теперь скажите, что же общего в этих картинах? Да, обе картины про березовые рощи летом. Формат полотна картин тоже одинаковый. Художников больше всего привлекло то, что происходит внизу, поэтому они и не нарисовали верхушки берез. Есть сходство и в колорите картин, в цвете. А чем же отличаются эти произведения? В картине Архипа Ивановича Куинджи есть линия горизонта, открытое пространство неба, а в картине И.И.Левитана горизонта нет. Композиционный центр в картине Куинджи находится в середине полотна, а композиционный центр картины Левитана – две березы на переднем плане слева. На картину Куинджи мы смотрим как будто бы издалека, а на картину Левитана – с более близкого расстояния, поэтому в картине больше деталей.

Как приятна березок гряда!

Бьет зеленый прибой у дороги,

Им без устали моет вода

Без того побелевшие ноги.

                          А.Прокофьев.

Хотите нарисовать свою березовую рощу? Подумайте, какая она будет: веселая, солнечная или грустная, задумчивая; тихий у вас будет, спокойный день или ветреный, грозовой?

(В конце занятия работы детей рассматриваются, отмечаются самые выразительные.)

Related posts:

Запись опубликована в рубрике Изобразительное искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *